Луи-Симон Буазо (Louis-Simon Boizot; 9 октября 1743 — 10 марта 1809) — знаменитый французский художник второй половины XVIII — начала XIX веков, гениальный скульптор неоклассического стиля. Луи-Симон Буазо широко прославился изготовлением бюстов выдающихся людей Франции и многофигурными скульптурными композициями из севрского фарфора. Лучшие шедевры творчества мастера в наши дни украшают залы музеев разных стран и бережно хранятся в коллекциях меценатов. Биография художника тесно связана с Парижем, в этом городе он прожил большую часть своей жизни.
Луи-Симон Буазо является наиболее известным представителем семейной династии художников. Его отец Антуан (Antoine Boizot) был талантливым живописцем, а младшая сестра Мария-Луиза-Аделаида (Marie-Louise-Adélaïde Boizot) — рисовальщицей и гравером.
Биография Луи-Симона Буазо
Луи-Симон Буазо родился 9 октября 1743 года в столице Франции. Его отец не только писал картины разных жанров для состоятельных заказчиков, но и работал рисовальщиком на Королевской мануфактуре гобеленов. Родители рано обнаружили у сына талант к искусству и всячески поощряли это увлечение.
В 16 лет Луи-Симон стал студентом столичной академии живописи и скульптуры, где его первым наставником был известный французский мастер Рене-Мишель Слодц (René-Michel Slodtz). В 1762 году Буазо выиграл конкурс на получение Римской премии по специальности скульптура и, спустя еще три года, уехал в столицу Италии, чтобы там завершить обучение.
В Риме начинающий художник прожил пять лет, после чего вернулся в родной Париж. С этого момента и до самой смерти мастер практически не покидал пределы французской столицы. В 1770 году он женился на Маргарите Виржини Гвиберт — дочери профессионального скульптора, с которой счастливо прожил всю жизнь.
В 1773 году Луи-Симон Буазо впервые принял участие в Парижском салоне и впоследствии регулярно выставлял свои работы на этом престижном мероприятии, а спустя еще пять лет стал действительным членом академии искусств. Еще во время пребывания в Италии он обзавелся первыми влиятельными заказчиками, для которых изготавливал бюсты и декоративные скульптурные композиции в неоклассическом стиле. Кроме того, художник пользовался особым покровительством короля Людовика XVI и королевы Марии-Антуанетты, высоко ценивших его творчество, а российская императрица Екатерина II лично заказывала у мастера оригинальные изделия из фарфора.
Луи-Симон также часто занимался изготовлением скульптурных украшений для общественных зданий Парижа — церквей и дворцов. А после отъезда в Россию Фальконе (Étienne Maurice Falconet) он в течение семи лет руководил модельной мастерской Севрской мануфактуры. Буазо искусно владел техниками обработки самых разных материалов и создавал прекрасные шедевры не только из мрамора, но и из фарфора и бронзы.
После Великой французской революции авторитетный художник стал членом национальной комиссии по памятникам. Луи-Симон восторженно воспринял приход к власти Наполеона и до самой смерти оставался его пылким сторонником. По заказу императора художник создал величественную статую, украшающую верхушку колонны монументального фонтана Фонтен дю Пальмье, построенного в Париже на площади Шатле для прославления военного гения Бонапарта.
В 1805 году знаменитый скульптор был назначен руководителем Национальной академии искусств, но эту почетную должность он занимал совсем недолго. 10 марта 1809 года Луи-Симон Буазо скоропостижно скончался в возрасте 65 лет. Тело мастера предали земле на парижском кладбище Пер-Лашез, где покоятся останки многих знаменитых людей Франции.
Самые известные работы Луи-Симона Буазо
Гениальный художник за свою творческую карьеру создал немало искусных шедевров из разных материалов. И все же, к числу самых известных работ Луи-Симона Буазо относятся:
- Бюст Людовика XVI (1777) — изготовленный из мрамора скульптурный портрет французского монарха. Всесильному правителю настолько понравилась это работа, что он заказал у мастера аналогичные бюсты своей супруги и брата Иосифа II — императора Священной Римской империи.
- «Мелеагр» (1778) — произведение, ставшее знаковым в карьере художника. Именно за этот шедевр, выставленный на парижском салоне, 35-летний мастер получил почетное звание академика.
- Бюст Клода-Жозефа Верне (Claude Joseph Vernet) (1783) — скульптурный портрет знаменитого французского пейзажиста, изготовленный из бронзы. Буазо изобразил своего коллегу в манере, присущей лучшим мастерам скульптуры античной эпохи.
- Статуя Победы на Фонтен дю Пальмье (1808) — одно из последних произведений художника, до сих пор украшающее площадь в центре Парижа. Полуобнаженная античная богиня с крыльями, изготовленная из позолоченной бронзы, держит в своих руках два лавровых венка, предназначенных для великого императора Наполеона I.
Луи-Симон Буазо по праву считается великим французским скульптором эпохи неоклассицизма. Благодаря уникальному таланту он рано добился признания в высших аристократических кругах Франции, и до конца жизни пользовался огромным уважением среди коллег.