Максим Никифорович Воробьев (Maksim Nikiforovich Vorobyov; родился 17 августа 1787 г. — умер 11 сентября 1855 г.) — выдающийся русский художник и педагог XIX века, воспитавший целую плеяду талантов. Картины Максима Воробьева — это уникальная возможность увидеть облик российских городов того времени: мастер творил в эпоху, когда фотографию еще не изобрели. Особое место в творчестве живописца занимают виды Северной Пальмиры, а его «восточная серия» открыла в отечественном искусстве тему ориентализма. Биография Максима Воробьева неразрывно связана с Императорской Академией художеств.
Биография Максима Воробьева
Максим Никифорович Воробьев появился на свет 17 августа 1787 года в Пскове. Детство, проведенное в древнерусском городе, у реки Великой, сформировало у него тесную связь с родной землей. В 1796 году семья переехала в Санкт-Петербург.
Максим Воробьев постигал искусство живописи в Академии художеств: его зачислили в архитектурно-пейзажный класс в возрасте 10 лет. Наставниками юного дарования были Жан-Франсуа Тома де Томон (Jean-François Thomas de Thomon), Федор Яковлевич Алексеев и Михаил Матвеевич Иванов. Отец Максима, отставной офицер, также служил в Академии.
В 1809-м Воробьев получил аттестат I степени. Его назначили помощником Федора Алексеева, писавшего виды исторических местностей в самом сердце России. У художников возникла идея «оживить» улицы, включив в композицию эпизоды посещения городов императором, и этот замысел был реализован блестяще. Вместе с Алексеевым Максим Никифорович много путешествовал, восхищался особым колоритом и атмосферой маленьких селений, собирал материал.
В 1812-м он работал над этюдами маслом в Никольском. Именно там была создана знаменитая картина «Уборка сена», в которой уже заметен индивидуальный стиль — интереснейшее переплетение академизма и романтизма.
Начало Отечественной войны 1812 года побудило молодого человека вернуться в северную столицу. За картину, посвященную торжественному богослужению по случаю победы над Бонапартом, в 1814-м ему присвоили звание академика. С 1815 года Максим Воробьёв стал преподавать в альма-матер перспективу, архитектуру и технику акварели.
Несомненный талант живописца был замечен императором. В 1817-м году Александр I вызвал его в Москву. Используя свои эскизы и карандашные наброски, художник позднее создал серию панорамных видов Московского Кремля.
В 1820 г. Максим Воробьев по заданию правительства отправляется на Ближний Восток. Он неустанно трудится, зарисовывая многолюдные восточные города и бытовые сценки, пишет портреты. Волшебные южные ночи, бескрайние просторы морей вдохновили мастера на первые ночные и морские пейзажи. В них он раскрылся как талантливый колорист, обогнавший свое время.
Но смыслом путешествия для художника была Святая земля. Максиму Воробьёву, невзирая на бдительность мусульманских властей, удалось добыть план храма Гроба Господня. Он клал земные поклоны и незаметно измерял все вокруг карманным аршином, делал наброски, пересчитывал лампады и иконы. Из путешествия живописец привез домой огромное количество эскизов.
Настала пора творческого расцвета. Произведения, созданные уже после возвращения на родину, принесли художнику успех и признание публики. Заказы сыпались, как из рога изобилия, со многих своих картин автор неоднократно снимал копии. В 1823 году Максим Воробьев получил звание профессора.
Кончина любимой жены в 1840 году расколола жизнь мэтра на «до» и «после». Он впал в тяжелую депрессию, пристрастился к алкоголю. Творческая деятельность практически сошла на нет.
Второй зарубежный вояж Максим Никифорович совершил на склоне лет. В 1845-1846 гг. он побывал в Европе. Вновь путевые альбомы наполнились эскизами и набросками… Последние годы жизни художник посвятил воплощению видов Рима, Неаполя и Сицилии в картинах.
Живописец скончался 11 сентября 1855 года. Похоронен на Смоленском православном кладбище рядом с супругой. Единственный сын Максима Воробьеёа, Сократ, стал известным пейзажистом и гравером; как и отец, он преподавал в Академии художеств.
Самые известные картины Максима Никифоровича Воробьева
Потрясающие световые эффекты, великолепное знание перспективы, виртуозное владение техникой лессировки — вот главные составляющие успеха мастера в создании истинных шедевров. В числе самых известных картин Максима Воробьева:
- «Вид Иерусалима» (1821) — приглушенные краски, мягкий серебристо-голубой оттенок неба и плавные цветовые переходы придают священному городу особую поэтичность.
- «Лунная ночь в Петербурге» (1839) — призрачный лунный свет, отраженный водной гладью, заставляет по-иному взглянуть на привычный пейзаж, окрашивает его в волшебные тона.
- «Дуб, раздробленный молнией» (1842) — трагическое, эмоциональное произведение запечатлело мгновение, раз и навсегда разрушившее судьбу. Редчайший для того времени аллегорический пейзаж передает отчаяние художника после смерти жены.
- «Маяк в Палермо» (1847) — автором искусно обыгран контраст прохладного ночного света и живого яркого огня, зажженного человеческой рукой.
Максима Воробьева по праву считают «отцом русской пейзажной живописи». Он навсегда остался в истории не только как художник, но и как гениальный педагог, умеющий пестовать таланты. В длинном списке учеников мастера — Иван Иванович Шишкин, Иван Константинович Айвазовский, Григорий Григорьевич и Никанор Григорьевич Чернецовы, Михаил Иванович Лебедев, Лев Феликсович Лагорио, Михаил Константинович Клодт, Алексей Петрович Боголюбов и другие.