Михаил Нестеров: художник, искавший внутреннюю красоту в людях и природе
106
просмотров
Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942) – русский художник, чей спокойный стиль восхищает уже несколько поколений любителей живописи.

Герои его картин воплощают тихие, чистые и прекрасные идеалы, а пейзажи не слепят яркими цветами и не искажают реальность чересчур выделенной светотенью, но захватывают внимание зрителя своей безмолвной красотой.

Живопись | Михаил Нестеров | Думы, 1900 и Вечерний звон, 1910
Живопись | Михаил Нестеров | Река Уфимка, 1935 и На горах, 1896
Живопись | Михаил Нестеров | Три всадника (Легенда). Эпизод из истории осады Троице-Сергиевой лавры, 1932; Святая Русь, 1901-06 и Сказание о невидимом граде Китеже, 1917-22
Живопись | Михаил Нестеров | На Руси. Душа народа, 1914-16
Живопись | Михаил Нестеров | Тишина, 1903

Сам Нестеров считал своим лучшим произведением полотно «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890), написанное на сюжет «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого. Наделенная особой энергией, картина была одной из 15 работ, посвященных Сергию Радонежскому, к которому у художника всегда было особое отношение.

Живопись | Михаил Нестеров | Видение отроку Варфоломею, 1889-90

Очищение души – эта тема волновала Нестерова, занимала его сознание, и русский святой, живший в гармонии с собой, природой и людьми, в этом плане был нравственным идеалом для живописца. Именно скрытые в глубине души человека достоинства Михаил Нестеров считал самыми главными. На своих картинах он всегда старался отразить эту внутреннюю красоту, изображая человека сильного, честного, верного своим убеждениям.

Удивительно прекрасна картина «Лисичка» (1914). «Героиню» картины замечаешь не сразу, но вскоре маленькое рыжее пятнышко, весьма яркое для работ Нестерова, обращает на себя внимание. Три человека, расположившиеся в правой верхней части картины, одеты в неброскую серую одежду, а их светлые бороды и волосы «перекликаются» с белесой гладью воды.

Живопись | Михаил Нестеров | Лисичка, 1914

Сюжет и атмосфера картины не случайны. Нестеров был вдохновлен своим пребыванием в Соловецком монастыре на Белом море, где холодная природа и отстранившиеся от мирской суеты монахи представляли собой особый мир, религиозный, чистый и полный задумчивого созерцания.

Портретная живопись захватила Нестерова уже в послереволюционное время. Изображая конкретных личностей, художник всё так же акцентировал внимание на их духовном мире, достоинствах, нравственности. Каждый человек на его полотнах обладает своей неповторимой историей, о которой зритель может лишь догадываться.

Живопись | Михаил Нестеров | Портрет М.И. Нестеровой, первой жены художника, 1886 и Портрет Л.Н. Толстого, 1907
Живопись | Михаил Нестеров | Философы (Флоренский и Булгаков), 1917 и Мыслитель (Портрет философа И.А. Ильина),1921-22
Живопись | Михаил Нестеров | Девушка у пруда (Портрет Н.М. Нестеровой), 1923 и Портрет Виктора Васнецова, 1925

Он чутко относился к душе человека, размышлял о смысле жизни и сторонился пустой суеты, вместо которой каждый может посвятить своё время созерцанию прекрасного. Его тихие пейзажи передают столько чувств, сколько другой художник не смог бы передать и целой палитрой ярких красок.

За заслуги в области искусства Михаил Нестеров был удостоен звания Академика живописи и Сталинской премии первой степени.

Понравился материал? Вы можете поблагодарить автора! Поделитесь этой статьей со своими друзьями.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится