Джеймс Уистлер (James Whistler; родился 11 июля 1834 года — умер 17 июля 1903 года) — известный американский художник XIX века, гениальный тоналист. Творчество Уистлера не привязано к какой-то конкретной школе живописи, он предпочитал идти своим путем и стоял у истоков новых течений в искусстве — импрессионизма и символизма. Картины Джеймса Уистлера удивляют практически акварельной прозрачностью. Биография художника отражает его непрестанную тягу к самообновлению.
Биография Джеймса Уистлера
Джеймс Уистлер появился на свет 11 июля 1834 года в Америке. Впрочем, сам он утверждал, что родился (как живописец и личность) в России, куда семья Джимми переехала в 1842 году по приглашению императора Николая I.
Художник Александр Осипович Корицкий учил ребенка рисовать, водил его в музеи и знакомил с городской архитектурой. Именно детские воспоминания о призрачно-сером Петербурге позже послужили источником вдохновения для офортов, принесших Джеймсу репутацию великого гравера. В доме Уистлеров бывал Карл Павлович Брюллов. Увлекательные споры об искусстве и невероятная концентрация прекрасного вокруг предопределили судьбу мальчика. В 11 лет он был принят в Императорскую Академию художеств, причем сразу на второй курс.
Увы, но смерть отца в 1849-м вынудила семью вернуться в США. По желанию матери молодой человек поступил в военную академию Вест-Пойнт. К юноше там относились снисходительно, поэтому ему пришлось приложить немало усилий для отчисления. На экзамене по химии Джеймс Уистлер заявил, что кремний — газ, и это стало последней каплей. Позже живописец говорил, что если бы кремний оказался газом, то когда-нибудь он дослужился бы до генерала.
Осенью 1855-го Уистлер отправляется в Париж. Там он постигает мастерство живописи под руководством Шарля Глейра (Charles Gleyre), часто бывает в Лувре, вращается в богемных кругах. Работы Рембрандта (Rembrandt Harmensz van Rijn), Веласкеса (Diego Rodríguez de Silva y Velázquez) и древнегреческие скульптуры восхищают его, а увлечение японской культурой и вовсе приобретает в тот период черты мании.
Джеймса Уистлера высоко ценят коллеги. Его картину «У рояля» с восторгом принимает сам Гюстав Курбе (Jean Désiré Gustave Courbet). Живописец дружит с Анри Фантен-Латуром (Henri Fantin-Latour), Альфонсом Легро (Alphonse Legros), Эдуардом Мане (Édouard Manet).
В 1857 году художник посещает Англию и, возвратившись в Париж, трудится над серией офортов «Темза». В конце 1862-го Уистлер вместе со своей возлюбленной Джоанной Хиффернан (Joanna Hiffernan) переселяется в Лондон. Кажется, это было ошибкой.
Когда-то Эдгар Дега (Edgar Degas) назвал Джеймса самым странным человеком во французской столице, добавив: «Хорошо еще, что вы — гений». Пижон, по современным меркам — хипстер, Уистлер шокировал чопорную викторианскую публику ядовито-желтым зонтом, фиолетовыми носками и розовыми платками. Англичане его недолюбливали. Негативное отношение переносилось и на работы мастера, критики не жалели для них яростных эпитетов.
В 1863-м живописец выставляется в Салоне отверженных. Главным объектом нападок стал провокационный «Завтрак на траве» Мане, но и нашему герою за картину «Симфония в белом № 1. Девушка в белом» тоже досталось.
В 1866 году Джеймс Уистлер отправляется в Чили, где пишет морские пейзажи в зеленовато-синих тонах, залитые зыбким лунным светом, которые потом назовет «ноктюрнами». Мастер использовал сильно разбавленные, почти прозрачные краски.
С начала 1870-х мастер отошел от реализма, тем более что художник-реалист Курбе «увел» у Уистлера любимую музу — Джоанну Хиффернан.
Первая персональная выставка в Англии в 1874 году не имела особого успеха. Неплохо разошлись пастели, и художник сказал: «Они не очень-то хороши, раз продаются!». Уже начиная с 1880-х, Джеймс Уистлер сам занимался организацией экспозиций.
В 1903 году, больной, он готовил масштабный ретроспективный показ своих работ. Смерть, наступившая 17 июля 1903-го, помешала осуществлению этого замысла.
Самые известные картины Джеймса Уистлера
Любимым произведениям Джеймс Уистлер давал «цветомузыкальные» имена, а в качестве подписи использовал монограмму-бабочку. В 1880 году он снабдил бабочку жалом. Превыше сюжета и сходства художник всегда ставил настроение, атмосферу, стремясь передать их при помощи цвета. Среди лучших картин Джеймса Уистлера:
- «У рояля» (1859) — сюжет объединяет темы материнства и домашних концертов. Работа выполнена в сдержанной цветовой гамме, композиция выстроена по классическому стандарту.
- «Аранжировка в сером и черном, № 1. Портрет матери» (1871) — созвучия тонов идеально соответствуют ритмам линий. Простой и строгий портрет настолько точно воплотил образ истинной американки, что в США даже выпустили марку с картиной.
- «Ноктюрн в синем и золотом. Старый мост в Баттерси» (1872-1875) — деревянный мост изображен выше, чем в реальности. На заднем плане виднеется старая церковь Челси.
- «Ноктюрн в черном и золотом. Падающая ракета» (1875) — рассыпающиеся огни фейерверка на фоне ночного неба завораживают взгляд. Это произведение стало символом эстетического движения из-за суда между Джеймсом Уистлером и искусствоведом Джоном Рескиным (John Ruskin), обвинившем автора в неуважении к зрителям.
Талант Уистлера проявился и в сфере декоративной росписи: его «Павлинья комната» — истинный шедевр. Во время работы дизайнер дал волю своей фантазии и проигнорировал пожелания заказчика, что привело к крупной ссоре. Впрочем, современникам не нравилось в Джеймсе буквально все — и привычка работать не на пленэре, а в студии, и приверженность азиатским мотивам, и даже отсылающие к музыке названия произведений, которые автор считал очаровательными и поэтичными.
В конце концов Уистлер добился признания. С 1890-х картины художника скупали лучшие музеи мира, а прошедшая в 1892-м выставка в галерее Гупиль стала настоящим триумфом.