Чудо-девочка
Маленькой девочкой Нанеррль — это было ее домашнее прозвище — очаровательно играла на клавесинах. Отец гастролировал с ней и Вольфгангом по всей Европе. Крошки музыканты приводили зрителей в дикий восторг: такие маленькие и такие талантливые! Исполнительское мастерство Марии Анны быстро росло, в десять лет она играла сложнейшие концерты, и скоро стала зарабатывать очень хорошие деньги, исполняя произведения своего отца.
«Мария Анна, хотя ей всего 12 лет, является одной из самых искусных пианисток в Европе», — писал Леопольд Моцарт.
Но политика отца в отношении детей была такой: мальчик — гений, будущая суперзвезда; девочка — его надежная партнерша в дуэтах. Это правда, что Вольфганг рано начал писать музыку, а Мария Анна ее не писала. Но, скорее всего, так было, потому что отец не поощрял ее к сочинительству. Позже, став взрослой девушкой, она прислала отцу и Вольфгангу произведение, которое написала сама — и они очень высоко его оценили.
Брачный возраст
Вольфганг Амадей во всем старался поддержать свою старшую сестру, он не скупился на похвалы и просил ее продолжать занятия музыкой: и писать, и выступать с концертами.
Он говорил, что никогда не видел никого, кто играл бы на клавесинах так же замечательно, как Мария Анна.
Но начале позапрошлого века женщины в Европе не были свободны в своем выборе. Чтобы сделать карьеру, состояться в профессии, не предать свое призвание надо было быть очень сильной, надо было решиться на бунт против отца и даже против общества. Мария Анна не была особенно сильной, к тому же она была совсем юной.
Когда девушке исполнилось 18 лет, отец велел ей прекратить концерты.
Чудо-девочка, вундеркинд за клавесинами выглядела мило. Взрослая девушка на сцене концертного зала — уже как-то неприлично.
Она вошла в брачный возраст, стало быть, ей приличествовало думать о муже, детях, доме.
Замуж за нелюбимого
Вольфганг Амадей отвечал за свою жизнь сам. Сам принимал решения, сам пожинал их плоды. За Марию Анну все решал отец. И счастья это ей не принесло. Она была влюблена в камергера Франца Арманда д’Иппольда, и любовь была взаимной. Франц сделал ей предложение — отец запретил его принимать. Она сам нашел ей мужа — вдовца, у которого было пятеро детей. Он был на 15 лет старше Марии Анны. В замужестве она родила еще троих — одного из них дедушка взял на воспитание, хотел вырастить из него нового Вольфганга Амадея.
Уважаемая Мария Анна
Пока муж Марии Анна был жив, она с ним и детьми жила в его городе. Все ее время было занято детьми. Когда муж умер, она переехала в Зальцбург. Дети подросли, и она могла зарабатывать на жизнь, давая уроки музыки. Мария Анна занималась и со взрослыми, и с детьми, и, кстати, не бедствовала. Дружба с гениальным братом со временем сошла на нет — слишком разные у них были жизни. Когда в свои 35 лет Моцарт умер, Мария Анна переслала его жене все его письма и другие бумаги.
Анна Мария была прекрасным человеком. В Зальцбурге к ней относились с подчеркнутым почтением. Она прожила 78 лет, в старости много болела и в конце жизни ослепла.
Снилась ли ей музыка, которую она так и не написала? Вспоминала она любимого, с которым ее разлучили? Наверное, нет. В те годы женщины умели не желать слишком многого.