Неприличный провинциальный танец: почему в Европе пытались запретить вальс и что оказалось сильнее запретов
1,041
просмотров
Вальсы, которые звучат в день свадьбы, в день Победы, во время выпускного бала - нечто особенно трогательное и волнующее, а уж во время самого танца невозможно оставаться равнодушным. Потому и сохранился, несмотря на противостояние чопорной аристократии и недовольству правителей, да не просто сохранился – стал главным и любимейшим танцем на балах.

Неприличный провинциальный танец

Вальс – парный танец, исполняется в закрытой позиции, то есть партнеры танцуют лицом друг к другу, правая рука женщины и левая рука мужчины соединены, его правая рука лежит на ее талии. Традиционный размер вальса – три четверти, хотя за века его истории были и другие варианты: 3/8, 6/8, 5/4.
Традиционно родиной вальса считается Германия или Австрия, но это лишь условность – на самом деле истоки этого танца можно отыскать во многих европейских странах. Действительно, был когда-то довольно похожий на вальс австрийский лендлер, парный танец, очень популярный в провинции. Темп лендлера был довольно медленным, партнер кружил даму, иногда чуть приподнимая ее.

Истоки вальса можно отыскать во многих деревенских танцах разных народов

Похожие танцы существовали и у других народов. В чешских деревнях танцевали «матеник» и «фуриант», а еще существовал французский «вольт», вариация итальянского «ла вольта» - этот танец возник в XVI веке и довольно скоро распространился по всей Франции. Во время кружения даму поднимали в воздух и даже слегка подбрасывали – так, чтобы на короткое время тяжелые юбки приоткрывали ноги.
Вольт очень полюбился и французским аристократам, но в правление Людовика XIII этот танец был запрещен – так истинный правитель государства, кардинал Ришелье, боролся с распущенностью нравов при дворе.

В.Г. Жильбер. Бал

Опала на деревенские танцы, которые часто действительно попирали существовавшие нормы благопристойного общения мужчины и женщины, продолжалась еще несколько веков. Крестьян не ограничивали, а вот в гостиные дворян подобные развлечения не допускались. Аристократы прошлого были приучены танцевать чинные менуэты, в которых было принято соприкасаться лишь одной рукой, находясь на отдалении друг от друга.
Вальс в более привычном для нас виде появился в XVII веке. Он подразумевал очень тесный контакт танцующих – мужчина обнимал даму, лица партнеров находились друг напротив друга. Прибавим сюда и тот факт, что бальная мода той эпохи предполагала открытые женские платья. Молодежи новый танец приглянулся, но приходилось противостоять общественному мнению.

Пока общественность привыкала к вальсу, на любителей этого танца вовсю составлялись карикатуры

А оно сходилось на том, что вальс развратен, циничен, аморален, его движения называли «безумством». Подобные взгляды разделяли приверженцы строгих правил светского воспитания по всей Европе. Но в то же время вальс магически воздействовал на танцоров – и поэтому сохранился. Порой владельцы дворянских домов сбегали на балы прислуги, чтобы немного повальсировать.
Непринятие вальса, как ни странно, приводило еще и к тому, что в европейских столицах стали появляться специальные заведения, где можно было потанцевать. Одним из первых стал клуб Карлайл-Хаус, открытый в Лондоне оперной певицей Терезой Корнелис, дом, где устраивались роскошные банкеты и балы. Произошло это в 1760 году. А к восьмидесятым годам XVIII века вальс уже считался модным европейским танцем. Правда, викторианская Англия все еще косо смотрела на любителей вальсировать, существовало даже правило, что вальс – лишь для замужних дам, девицам он не годился.

Как вальс был запрещен в России и почему это не сработало

Был известен вальс и в Российской империи – но ненадолго все же попал в опалу. Произошло это в правление Павла I, который, по легенде, однажды поскользнулся и упал во время танца. В 1799 году был издан указ, запрещавший «употребление пляски, вальсеном именуемой». Распоряжение императора пусть и отдавало некоторым самодурством, как и введенные им же ранее запреты на фраки, круглые шляпы и башмаки с лентами, но все же отражало восприятие вальса глазами уважаемых дворян той эпохи. Этот танец еще несколько десятилетий будет восприниматься как излишне вольный.

В.Л. Боровиковский. Портрет Анны Петровны Лопухиной

Но все же запрет тот действовал совсем недолго. Дело в том, что у Павла Петровича появилась фаворитка, Анна Петровна Лопухина, а эта дама чрезвычайно любила балы, танцы и вальс в их числе. Формально этот танец так и оставался запрещенным, по факту же никто не мог остановить его растущее влияние на умы и сердца молодых дворян.

Вообще следует признать, что именно светские дамы, любившие танцевать, ввели моду на вальс и отстояли танец. В Британии, например, на фоне общего скептицизма «амбассадором» вальса стала жена русского посла Дороти Ливен, в девичестве фон Бенкендорф.

Т. Лоуренс. Принцесса фон Ливен

Столицей вальса в 80-х годах XVIII века стала Вена. И именно венский вальс вдохновлял композиторов на создание выдающихся музыкальных произведений. В XIX веке свои великие творения «в темпе вальса» писали Иоганн Штраус-старший и Иоганн Штраус-младший, Фредерик Шопен, Петр Чайковский. А одним из первых в России вальс написал Александр Грибоедов, автор «Горя от ума». В 1824 году он сочинил Вальс № 2 ми минор.

Александр Грибоедов и Иоганн Штраус-младший

Русский и военный вальс

В разных уголках мира исполняют свой вальс. В американском много импровизируют, пара часто «разделяется», используются разные поддержки. Испанский включает характерные для танцев этого народа движения рук, что делает этот вальс похожим на сарабанду.
В Российской империи вальс набирал популярность постепенно, но к началу XX века его танцевали все представители аристократических кругов. Учебные заведения для офицеров в обязательном порядке обучали воспитанников искусству танцевать вальс. После революции этот танец оставался одним из самых любимых в Советском Союзе.

Военный вальс

В то время как западный мир экспериментировал с джазом и прочими музыкально-танцевальными новинками, в СССР оставались верны дореволюционной классике. Вальс был уже не просто танцем, для него писали стихи, его пели и слушали. Самыми, пожалуй, трогательными музыкальными композициями военных лет стали именно вальсы.
Трудно представить себе, чтобы кого-то на постсоветском пространстве оставляли равнодушными вальсы «В лесу прифронтовом», «Случайный вальс», «На сопках Манчжурии». Все они были созданы в военное время, «На сопках Манчжурии» – в 1906 году, когда Россия воевала с Японией. А к песне-вальсу «Синенький скромный платочек» в исполнении Клавдии Шульженко было создано два варианта текста. Сейчас известен именно второй, тот, который однажды в 1942 году принес певице молодой лейтенант, перед концертом для фронтовиков.

А вот как танцевали на балах в России 200 лет назад, и какой танец говорил о серьезных намерениях кавалера.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится