Николай Ге горячо поддерживал передвижников. Его сторонники отмечали взаимосвязь между стремлением отобразить реализм в истории земной жизни Христа и активное участие в просветительских выставках, призванных нести искусство в народные массы. Он хотел вернуть идеи христианства обществу, готовому склониться в нигилизм и отрицание веры.
Биография Николая Ге
Николай Николаевич Ге — сын воронежского помещика, потомка французского эмигранта, сбежавшего в Россию в 1789 году, от кошмара французской революции. Маленький Коленька появился в семье зимой 1831 года — 15 февраля. Центральные губернии в то время сильно страдали от эпидемии холеры. От свирепой болезни скончалась его мать, оставив беспомощного трёхмесячного младенца.
Самоотверженная забота двух женщин, бабушки и няни из крепостных, сохранили жизнь будущему живописцу. Он вырос в деревне, первоначальное образование получил в частном пансионе, после которого, в возрасте 9 лет, поступил в гимназию города Киева. Уже там учителя заметили его талант к рисованию.
Судьба будущего художника складывалась не так, как он хотел. Отец настоял на физико-математическом факультете, куда юноша благополучно вступил в 1847 году. Он не решился перечить родителю, даже переехав в Петербург, продолжал учиться математике, в свободное время посещая Эрмитаж и копируя работы известных мастеров.
Лишь в 1850 году, в 19-летнем возрасте, Николай Ге смог осуществить мечту — поступить в Императорскую Академию художеств. Он учился живописи у известного профессора Петра Басина. Но самое сильное впечатление на него произвели работы Карла Брюллова, манере которого он всю жизнь пытался подражать.
В 24-летнем возрасте художник женился, а уже через год его выпускная работа «Саул у Аэндорской волшебницы» принесла высокую награду, позволив отправиться за казённый счёт в заграничную поездку.
Возможно, виной тому стали французские корни, но заграница оказала на живописца большое влияние. Особенно впечатлили мастера очередной парижский Салон и мастерство Поля Делароша (Paul Delaroche). Удивительные места, Средиземноморское побережье, красочные картины быта подвигли его на создание множества удивительно прозрачных пейзажей.
Религиозная тематика, над которой работали все известные мастера Франции и Италии, стимулировала Николая Николаевича на множество набросков. Результатом стала «Тайная вечеря», написанная им во Флоренции. Он начал её в 1861 году, а по возвращении в Россию, в 1863, представил на осенней Петербургской выставке.
Критики обвинили автора в нигилизме, склонности к материализму, цензура запретила копировать картину, но российский император благосклонно отнёсся к трактовке «Тайной вечери», купив её для своей коллекции. Академическое начальство восприняло это как знак, присвоило автору звание профессора, сделав действительным членом ИАХ.
С 1869 года художник активно участвовал в выездных выставках, писал портреты знаменитых современников, картины исторической и религиозной тематики. Он активно поддерживал идею культурного просвещения простого народа, но в 1875 году неожиданно переселился из Петербурга в Черниговскую губернию, купив хутор под названием Ивановский, недалеко от железной дороги.
В последние годы жизни Николай Николаевич Ге побывал в Москве, подружился со Львом Толстым, написал самый знаменитый свой автопортрет. С 1894 году он прекратил всякие выезды из Ивановского, по причине нездоровья. Скончался живописец 1 июня 1894 года и прах его упокоили здесь же, на территории владений.
Самые известные картины Николая Ге
Картины Николая Николаевича Ге можно увидеть во многих мировых музейных коллекциях. Наиболее известные из его работ:
- «Дубы и платаны. Фраскати» (1855) — поражает проработкой деталей, видных даже на репродукции. Классическая работа, в которой виден незаурядный талант пейзажиста.
- «Мост в Вико» (1858) — один из реалистичных пейзажей, созданных автором во время его заграничных поездок. Критики отмечают лёгкость мазков и наполнение сцены солнечным светом.
- «Портрет супруги с детьми» (1861-1866) — к теме семьи автор обращается много раз. В этой работе особенно заметно влияние кумира художника — Карла Брюллова.
- «Масса-Каррара. Погрузка мрамора» (1868) — создана по эскизам заграничных поездок. Показывает умение автора видеть красоту в будничном тяжёлом труде.
- «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871) — одна из значительных исторических работ. Образ мятежного царевича спустя 60 лет послужил актёру Николаю Черкасову при создании персонажа фильма «Пётр Первый» 1937 года.
- «Бюст Льва Толстого» (1890) — редкий пример скульптуры, созданной художником.