![О чем молчал Юрий Васнецов, или Какую «антисоветскую» тайну хранил всю жизнь любимый иллюстратор-сказочник СССР](https://homsk.com/upload/media/posts/2021-05/07/o-chem-molchal-yuriy-vasnecov-ili-kakuyu-antisovetskuyu-taynu-hranil-vsyu-zhizn-lyubimyy-illyustrator-skazochnik-sssr_1620398725-b.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-05/07/33697-entry-0-1620398725.jpg)
Юрий Алексеевич Васнецов состоял в родстве с двумя другими русскими художниками – Виктором Михайловичем и Аполлинарием Михайловичем Васнецовыми, однако в дальнем. Родился он в Вятке, в 1900 году, в семье священника. В зрелом возрасте вспоминал о том, как сильно на него повлияли традиционные промыслы Вятской губернии, яркая и простая дымковская игрушка, резные наличники, пестрота народного праздника… В юности рисовал вывески для местных лавок, в двадцать один год оставил родной дом и перебрался в Петроград, мечтая стать живописцем. В то время там кипела жизнь, велись творческие споры, создавалось новое искусство… Молодой художник вскоре стал студентом Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских (в дальнейшем ВХУТЕИНа). Учеба там далась ему нелегко – как сын священника, он вечно ходил по краю, и даже вынужден был прилюдно отречься от «всяких связей со служителями культа». В дальнейшем курс, на котором учился Васнецов, завершил обучение без защиты диплома. Год он отдал преподавательской деятельности в ленинградской школе, а затем судьба свела его с Казимиром Малевичем.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-05/07/33697-entry-2-1620398725.jpg)
Сказочные персонажи, русские дали, всадники на дымковских лошадках и крошки-зайчата с их увлекательной жизнью… Удивительно, но создатель этих слегка наивных иллюстраций был учеником отца супрематизма. Это были фантастические два года. Если учеба во ВХУТЕИНе мало дала Васнецову, то ученичество у Малевича стало для него откровением. Он заново открыл для себя цвет, заново взглянул на форму и фактуру предметов. И в то же время увлекся изучением народного, «органического» искусства.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-05/07/33697-entry-4-1620398725.jpg)
В 1925 году Юрий Васнецов пришел работать в редакцию детской литературы при Государственном издательстве - в доме Зингера. Явился он туда со своими закадычными друзьями, тоже художниками – Евгением Чарушиным, уроженцем Вятки и в дальнейшем выдающимся анималистом, и будущим классиком плаката Валентином Курдовым, все – в клетчатых гольфах, с провинциальным говором и задиристым смехом… Трудились они там под началом Самуила Маршака и Владимира Лебедева.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-05/07/33697-entry-6-1620398726.jpg)
Книжная иллюстрация, как ни удивительно, не сразу покорилась Васнецову, и первые его работы были топорны и неуклюжи. Но в скором времени он нашел собственный путь.
В 30-е годы экспериментальный стиль «детгиза» вызвал шквал обвинений в «формализме». Лебедев потерял издательство, хотя и остался добрым другом своим подопечным, был арестован и любимый учитель Васнецова – Казимир Малевич...
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-05/07/33697-entry-8-1620398726.jpg)
Самому же Юрию Васнецову удалось пережить эти сложные времена и остаться востребованным художником, но и его ждала череда жестоких разочарований. Ему доверили иллюстрировать «Конька-Горбунка» Ершова – мечта для человека, чей художественный язык опирается на традицию лубочного рисунка и народной орнаментики. Он самозабвенно работал над этим заказом, ради него освоил технику цветной литографии, но… книга так никогда и не вышла. Все его эскизы были отклонены, камни для оттисков уничтожены. Тогда он от отчаяния чуть не разорвал помолвку со своей любимой женщиной…
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-05/07/33697-entry-10-1620398726.jpg)
Тогда все обошлось, он получал все новые заказы, иллюстрировал сказки, хоть и жил в постоянной тревоге, пытаясь найти баланс между требованиями руководства и творческим самовыражением. И все же раз за разом Васнецов, сам того не желая, заглядывал в пропасть. Однажды режиссер Алексей Дикий пригласил его в качестве сценографа для постановки пьесы «Мещане». Васнецов создал вызывающе «мещанский», гипертрофированно вульгарный сценический интерьер… Отзывы были резко отрицательными. Дикого арестовали, а Васнецов больше не работал для театра. Театр стал его «подпольным» увлечением. Он делал наброски декораций, ставил домашние спектакли. Но – не более.
Он не мог и не хотел рисковать, у него подрастали дочери (коллеги однажды в шутку изобразили Васнецова «кормящей матерью», иронизируя над его родительской вовлеченностью).
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-05/07/33697-entry-12-1620398726.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-05/07/33697-entry-13-1620398726.jpg)
И все же каждый раз его уютные, теплые, полные чарующих деталей иллюстрации становились жертвами бесконечных правок… Но у Васнецова вообще плохо складывались отношения с официальным, политизированным искусством. В годы войны его в числе других художников привлекли для создания открыток и плакатов с изображением советских солдат. И Васнецов… не смог. Просто физически не смог рисовать то, к чему не лежала душа. Пока он был в эвакуации (жену и дочерей он смог отправить в Пермь еще раньше), в дом, где семья Васнецовых жила в Ленинграде, попала бомба. И… чудом сохранился весь его творческий архив.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-05/07/33697-entry-15-1620398726.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-05/07/33697-entry-16-1620398726.jpg)
После войны Васнецов с головой ушел в иллюстрирование детских книг, в основном – русских сказок. «Сорока-белобока», «Теремок», «Ладушки»… Пусть завистники писали, что очеловеченные животные Васнецова «пугают детей», маленькие читатели не могли оторваться от этих книжек с картинками. Со временем он начал работать со шрифтами, оформлять буквицы и заголовки в своей узнаваемой манере.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-05/07/33697-entry-18-1620398726.jpg)
В жизни сказочного иллюстратора Юрия Васнецова была одна и еще одна большая «антисоветская» тайна. Будучи еще молодым, но уже известным художником – чуть за тридцать – он создал несколько живописных полотен, где соединил лубочные образы и приемы европейского модернизма. При жизни такие художественные опыты Васнецова нигде не экспонировались. Он, ученик Малевича, не мог и не хотел творить по законам соцреализма – но, уже неоднократно столкнувшись с разгромной критикой и ядовитыми памфлетами, скрывал, что пишет. Лишь в конце 70-х годов, после смерти художника, примитивистские работы Васнецова увидели свет.