История французского искусства XVIII века
Французская живопись XVIII века была ознаменована, прежде всего, основанием Королевской академии живописи и скульптуры. Это учреждение, которое доминировало в художественном мире почти 200 лет. Основанная в 1648 году под предводительством Людовика XIV, Королевская академия была предназначена для обучения талантливых художников для французского двора. Смерть Людовика XIV в 1715 году предвещала дебют 7-летнего периода либеральной свободы, в течение которого Францией правил гедонист Филипп Орлеанский (Philippe, duc d'Orléans). Этот сдвиг задал тон художественной жизни XVII-XVIII веков. Результатом изменений стало популярное направление рококо, характеризующееся галантными мифологическими сценами.
Основные мастера направления:
- Жан Франсуа де Труа (Jean-François de Troy, 1679-1752),
- Антуан Ватто (Jean Antoine Watteau, 1684-1721),
- Николя Ланкре (Nicolas Lancret, 1690-1743),
- Франсуа Буше (François Boucher, 1703-1770),
- Жан Батист Симеон Шарден (1699-1779).
Королевская академия продолжала доминировать в мире французского искусства. Все вышеперечисленные художники были ее членами, а Буше, которого в 1765 году назвали «Первым художником короля», занимал ключевые официальные должности в Академии. Художественный мир Франции XVIII века характеризуется тремя основными событиями:
- Во-первых, в середине века процветало больше опытных художников-портретистов, чем когда-либо прежде в любой стране;
- Во-вторых, активно развивалась философия Просвещения с ее эмпирическим уклоном, которая очень поощряла реализм в искусстве;
- В-третьих, во второй половине века неоклассицизм привел к возрождению интереса к предметам и эстетике классической античности (упор на исторической теме).
Рассмотрим наиболее ярких представителей французского мира живописи XVIII века.
1. Жан Франсуа де Труа
Жан Франсуа де Труа – первый герой нашего списка, родился в Париже и был сыном портретиста из Тулузы Франсуа де Труа. Обучался в центре художественный жизни Европы – в Италии с 1699 по 1706 год, где вдохновлялся венецианским искусством. Де Труа был успешным и модным художником во всех областях живописи. Как очаровательный и талантливый молодой художник и сын успешного светского портретиста, Де Труа был хорошо принят элитой Парижа, а вскоре познакомился с двумя особо влиятельными покровителями того времени – финансистами Сэмюэлем Бернаром (Samuel Bernard ) и Кристофом де Лаливом (Christophe de Lalive). Первый заказал большую серию из 4 крупных полотен по истории Рима, а второй — серию из 35 аллегорических панно для отеля на улице Нев дю Люксембург (Neuve du Luxembourg). Впоследствии Де Труа был назначен директором Французской академии в Риме в 1738 году и работал там вплоть до своей смерти. Ранние работы Де Труа принадлежали почти исключительно историческому жанру и классическим произведениям. А вот модные портреты Де Троя, которые изображают досуг аристократического французского общества, оказались более популярными среди парижской богемы и заметно отличали его от коллег.
Знаковые произведения Жана Франсуа де Труа:
- «Лот с дочерьми» (1721);
- «Аполлон и Дафна» (1728);
- «Похищение Прозерпины» (1735);
- «Сцена в парке» (1750);
- «Пан и Сиринга» (1720).
2. Антуан Ватто
Жан-Антуан Ватто — художник, олицетворяющий лирически очаровательный и изысканный стиль рококо. Он родился во фламандском городе Валансьен. Отец будущего художника был мастером-плиточником фламандского происхождения. По словам биографов Ватто, детство мальчика было несчастливым, он был слишком чувствителен и восприимчив к быстрой смене настроения. Но при этом был ненасытным читателем романов и заядлым меломаном (кстати, эти интересы и повлияли на излюбленный в будущем стиль рококо). Проявив ранний интерес к живописи, молодой Ватто стал учеником местного художника Жака-Альбера Жерина (Jacques-Albert Gerin). А позже, примерно в 1702 году, Ватто уехал в Париж для дальнейшего обучения. В Париже Ватто выполнял бесчисленное количество зарисовок с натуры, которые должны были стать для него источником вдохновения на всю оставшуюся жизнь.
В 1703 году он был нанят в качестве ассистента к художнику Клоду Жило (Claude Gillot), чьи работы представляли заметный контраст на фоне официального искусства под правлением Людовика XIV. Позже Ватто перешел в мастерскую Клода Одрана III, декоратора интерьеров, под влиянием которого он начал создавать рисунки с непревзойденной элегантностью. Художественная карьера Ватто была короткой по сравнению с другими влиятельными мастерами, но ему все же удалось получить признание и оказать влияние на будущее поколение художников рококо.
Знаковые произведения Антуана Ватто:
- «Урок любви» (1716);
- «Затруднительное предложение» (1715-1716);
- «Паломничество на остров Киферу» (1717);
- «Общество в парке» (1718-1719);
- «Капризница» (1718).
3. Николя Ланкре
Николя Ланкре — французский художник-жанрист, чьи блестящие изображения придворных развлечений в аркадской обстановке прекрасно отражали общество того времени. Известность получил благодаря своим небольшим картинам, на которых изображены элегантно одетые аристократы во время досуга — стиль живописи, называемый «галантные сцены», в котором Ланкре был самым известным мастером в Париже XVIII века. Ланкре традиционно считают последователем стиля Антуана Ватто. После короткого периода обучения гравюре, Ланкре поступил в ученики к малоизвестному художнику-историку Пьеру Дюлену (Pierre Dulen), а вскоре после этого в 1719 году поступил в Королевскую академию (Académie royale de peinture et de sculpture) как художник «галантных сцен». Как и предыдущий герой нашего повествования, Ланкре тоже обучался в студии Жилло. И это решение ознаменовало его будущую карьеру как жанриста и отказ от стремления стать историческим живописцем. Ланкре удалось получить многочисленные заказы от великих покровителей того времени, включая Людовика XV и Фридриха II. Кстати, работы Ланкре часто украшали резиденции представителей королевского круга.
Знаковые произведения Ланкре:
- «Времена года» (1738);
- «Молодые люди в парке» или «Качели» (1730-е годы);
- «Концерт в парке» (1720-1743 годы);
- «Весна» (1730);
- «Портрет танцовщицы Камарго» (1730).
4. Франсуа Буше
Будучи сыном рисовальщика, живописца и вышивальщицы, Буше имел скромное, но художественное происхождение. Раннее обучение получил у отца в Париже, а позже его работы заметил почитаемый художник Франсуа Лемуан (François Lemoyne). Хотя 17-летний Буше оставался под опекой Лемуана всего несколько месяцев, он быстро освоил академический стиль своего первого наставника. Мастерством Буше как художника и гравера восхищался известный коллекционер и великий меценат Жан де Жюльен (Jean de Julienne), который поручил молодому художнику создать гравюры по рисункам Антуана Ватто. Не имея академического образования, Буше выиграл Римскую премию, высшую награду Академии, всего в 20 лет. Эта премия должна была обеспечить обучающую путевку в Италию в течение трех лет, однако вмешалась внутренняя политика Академии. Тогда Буше стал выполнять частные заказы на картины, рисунки и гравюры. Его навыки оказались настолько востребованными, что он сам смог профинансировать свою поездку в Италию в 1728 году. По возвращении в Париж Буше был официально приглашен в Королевскую академию. Буквально в одночасье Буше стал сенсацией французского мира искусства. Его портреты были одними из самых знаменитых среди парижской элиты, а клиентом был сам Людовик XV.
Знаковые произведения Франсуа Буше:
- «Венера, просящая у Вулкана оружие для Энея» (1732);
- «Ринальдо и Армида» (1734);
- «Летняя пастораль» (1749);
- «Портрет мадемуазель О’Мерфи» (1752);
- «Пан и Сиринга» (1762).
5. Жан Батист Симеон Шарден
О первых годах жизни Шардена известно немногое. Шарден родился на улице Сены в Париже и провел детство в мастерской своего отца, изготовителя бильярдных столов. Успешная, но скромная семья Шардена принадлежала к классу буржуазных ремесленников. Эти годы оказали влияние на сюжеты многих его более поздних жанровых картин. Молодой Шарден сначала поступил в мастерскую художника Пьера-Жака Каза (Pierre-Jacques Kas), где он изучил методы академического рисунка, а затем в мастерскую Ноэля-Николя Койпеля (Noël-Nicolas Coypel), известного художника-историка. Дальнейшее образование получил в Гильдии Святого Луки. Работы Шардена в эти годы включали в себя ряд жанровых сцен. Однако именно натюрморты привлекли внимание Королевской академии, куда он был принят как художник «животных и фруктов». В 1731 году Шарден получил свой первый официальный заказ для парижского дома Конрада-Александра де Ротенбурга, французского посла в Испании, для которого он изготовил декоративные панно. После 1740 года Шарден выполнял не только частные заказы, но и получал все больше и больше заказов от аристократических кругов. В то же время он утвердился при королевском дворе. В 1743 году он стал советником академии, а затем и казначеем. В 1755 году Шарден наконец стал уважаемым придворным живописцем. В 1770 году Шарден стал «Первым художником короля», а его пенсия в 1400 ливров была самой высокой в Академии.
Знаковые произведения Шардена:
- «Серебряный кубок» (ок. 1728);
- «Скат» (1728);
- «Мыльные пузыри» (1733-1734);
- «Молитва перед обедом» (1744);
- «Натюрморт с атрибутами искусств» (1766).
Таким образом, герои нашего повествования – знаковые французские художники XVIII века – отождествляли своими работами главные посылы общества того времени (пристрастие к празднествам и развлечениям) и, таким образом, основали жанр «галантные празднества», а также играли важнейшую роль для королевского круга. Выполняя портреты короля, его семьи и ближайших людей, живописцы своими талантами активно развивали портретный официальный жанр.