От Николы Пуссена до Жана Батиста: самые известные представители французского классицизма в живописи
Вспомним самых значительных представителей французского классицизма и лучшие их картины!
Самые известные художники-классицисты Франции
Французские художники-классицисты представлены в коллекциях лучших музеев мира. Обычно эти авторы изображали исторические сцены и черпали вдохновение в шедеврах античности или Ренессанса. Некоторые представители направления обратились к бытовому жанру, пейзажу или натюрморту, но и эти работы проникнуты главными идеями эпохи. Классицисты верили в гармоничное устройство мира, правоту закона и торжество человеческого разума.
Никола Пуссен (Nicolas Poussin): самый яркий представитель раннего классицизма
Французский классицизм многим обязан Никола Пуссену: первую половину XVII века даже называют «эпохой Пуссена». Он полжизни прожил в Италии, отлично знал искусство Античности и шедевры Возрождения. Огромное влияние на него оказало творчество Тициана (Tiziano Vecellio). Пуссен был знаком с новаторскими на тот момент идеями братьев Карраччи (Annibale Carracci и Agostino Carracci), принимавших античные каноны за образец при обучении молодых художников. Он писал картины на мифологические и религиозные сюжеты, изображая героев, счастливо живущих в гармонии с природой. В позднем его творчестве преобладают величественные пейзажи.
Клод Лоррен (Claude Lorrain) — мастер классического пейзажа
Хотя пейзаж причислялся классицистами к низким жанрам, у Клода Лоррена он стал центральной темой творчества. Живописец создавал идиллические картины, в которых главными героями становились солнце, небо, морские гавани и скалистые берега. Часто появляются руины античных строений, напоминающих о бренности человека и вечности природы. В XIX веке эти идеи подхватят немецкие художники-романтики. Как и Пуссен, Лоррен большую часть жизни провел в Италии, но был хорошо известен и на родине. Следующие два столетия его работами вдохновлялись и французские, и итальянские пейзажисты.
Луи Ленен (Louis Le Nain) — основоположник крестьянской темы в живописи
Художник Луи Ленен происходил из обеспеченной, но простой фермерской семьи. Он прекрасно знал повседневную жизнь крестьян и изображал ее на своих картинах. Эта тема далека от высоких идеалов Античности, но мастер писал людей из народа в рамках традиций классицизма. Это проявлялось в следующем:
- Автор уделяет большое внимание композиции, четко прописывает формы, светотени и драпировки.
- Часто фигуры выстраиваются в ряд, как на древнеримских рельефах, а низкий горизонт делает их более крупными и значительными.
- Герои Ленена хотя и скромны, но полны внутреннего достоинства и благородства, что роднит их с персонажами исторического жанра.
- Подчеркивается нравственная основа жизни крестьян, их естественность и близость к природе.
Жан Батист Шарден (Jean Baptiste Chardin): поэтический подход к бытовому жанру
Жан Батист Шарден считал образцами не шедевры Возрождения, а работы голландских мастеров. Вместо торжественных моментов из мифов или истории он предпочитал писать натюрморты и бытовые сцены с представителями третьего сословия. Его подход близок к Ленену и совсем другой, чем у представителей реализма XIX века, обращавшихся к той же теме. У Шардена крестьянская жизнь предстает спокойной и душевной. Он будто призывает брать пример со своих героев, которые ценят простые радости и тепло семейных уз. Помимо прочих заслуг, живописец славится как искуснейший колорист.
Жак-Луи Давид (Jacques-Louis David) — певец Французской революции
Жак-Луи Давид — это яркий представитель неоклассицизма, создавший лучшие свои произведения на рубеже XVIII-XIX веков. Мастер горячо приветствовал революцию и главных ее деятелей. Он принимал активное участие в политической жизни страны и стремился увековечить в живописи происходившие на его глазах исторические события. Одна из самых узнаваемых его картин — «Смерть Марата». Давид восхищался Наполеоном Бонапартом и написал знаменитый портрет императора.
Жан Огюст Доминик Энгр (Jean Auguste Dominique Ingres) — лидер академизма XIX столетия
К 1830-м годам классицизм стал сдавать позиции, уступая натиску романтизма, но к стану классицистов примкнул выдающийся мастер — Жан Огюст Доминик Энгр. Он учился у Давида, а когда прославился, возглавлял Академии искусств в Париже и Риме. Энгр считал, что живопись достигла наивысшего расцвета при Рафаэле (Raffaello Santi), а затем развивалась в ложном направлении. Своей миссией он считал вернуться к вершинам эпохи Возрождения и продолжать совершенствоваться в тех же традициях. Художник создал множество эпичных произведений на мифологические, литературные и библейские сюжеты.
Уже во времена Энгра классицизм стал приходить в упадок. Его обвиняли в искусственности и консерватизме, молодые авторы предпочитали поиски новых методов. Но в свое время это направление было передовым. Лучшие произведения классицистов и сейчас впечатляют зрителей величием сюжетов и техническим мастерством.