В последние годы самые различные виды хендмейда становятся все более популярным хобби. А среди рукодельниц по всему миру распространился «квилт» - изготовление стеганых тканей с разнообразными рисунками и орнаментами.
Кусочки ткани нашивают на уже готовую нетканую подложку (например, из ваты) или соединяют друг с другом. Одна из техник такого процесса - лоскутное шитье, еще с XIX века была очень популярна в России.
Старинное мастерство
На Руси всегда бережно относились к тканям. В каждом доме была своя прялка: домотканые полотна ценились очень высоко, а мастерство рукодельницы было одним из козырей при поиске жениха. Девушки сами шили себе и платья, и приданое - одеяла на свадьбу или на рождение ребенка.
От домотканых полотен лишних кусочков почти оставалось - их чаще делали четко нужного размера. Любые же остатки или части испорченных вещей, уже не пригодных для носки, применялись для ремонта другой одежды и заплаток. Ничего не выбрасывали!
Традиции лоскутного шитья стали складываться в России в XIX веке, когда появилось множество швейных фабрик, и распространились фабричные ситцевые ткани с ярким набивным рисунком. Крестьянки стали носить платья из дешевых и пестрых хлопчатобумажных тканей, а когда те приходили в негодность, им давали вторую жизнь. Большие куски перешивали на платья и другую одежду, а обрезы стали бережно собирать и сшивать в лоскутные одеяла, коврики, салфетки.
В середине XIX века писатель Владимир Соллогуб описывал, что в крестьянской избе за русской печью стояла кровать, покрытая «одеялом, сшитым из разных ситцевых лоскутков».
В каждой местности и области на протяжении веков формировались свои приемы, формы и образы в декоративно-прикладном искусстве (даже резные наличники окон везде были разными). Самобытные и неповторимые паттерны передавались из поколения в поколение, она повлияли и на рукоделие.
«В формировании художественных принципов и приемов создания орнаментальных лоскутных композиций мастерицам помогал многовековой опыт работы над крестьянским костюмом», - считают эксперты Отдела народного искусства Государственного Русского музея. В народных одеждах было принято соединять фактуры, ткани, узоры, русский наряд часто был сложносоставной и с обилием декоративных элементов, в том числе кружевных и тканых вставок, шелковых лент и цветных тесемок.
Большинство предметов лоскутного шитья собирались из треугольных или квадратных кусочков примерно одного размера, сшитых в разных последовательностях - по квадрату, кругу, узором или зигзагом.
Настоящим же искусством лоскутное шитье стало в конце XIX века. До наших дней сохранились текстильные панно 1890-х годов, сделанные в Казани. Они составлены из сотен миниатюрных деталей, сшитых вручную: квадратов, ромбов, треугольников из фабричных тканей, сложенных в единую масштабную композицию. Это уже не просто сшитые кусочки, но сложнейшая мозаика с узорами.
Советский взгляд
Заинтересовались техникой народного коллажа, как и лубком, художники авангарда. Они обыгрывали народное творчество в самых разных формах, лоскутную геометрию можно встретить и в супрематизме Малевича.
А также в его эскизах костюмов к футуристической опере «Победа над солнцем».
Художница Варвара Степанова в начале XX века придумывала узоры для тканей, многие из которых напоминают лоскутные паттерны.
В советское время в малых городах и селах активно занимались лоскутным шитьем на досуге. Во время Второй мировой войны это стало не простым хобби, а серьезной необходимостью - лоскутные одеяла служили действительно для тепла, а не как элемент декора. Позже во время серьезного дефицита, советские хозяйки вновь стали сами шить одежду и предметы домашнего обихода. У многих были свои швейные машинки.
До сих пор многие в России могут помнить, как их мамы и бабушки занимались рукоделием: вышивали из бисера, вязали, шили одежду или постельное белье - и конечно, использовали остатки тканей, сшивая разрозненные лоскуты в новое и всегда разное полотно.
Лоскутным шитьем занимались девочки на уроках труда в школах, как в советское время, так в современной России.
Лоскутное шитье не перестало быть популярным в России и сегодня. При обилии самых разных готовых тканей и одежд, уже нет острой необходимости в самостоятельном шитье, как это было в СССР.
По всей России появляются сообщества любителей «пэчворка», как еще называют лоскутное шитье. Мастера продают свое творчество перед интернет, а также устраивают курсы и школы, делясь секретами и творческим почерком. В стиле пэчворка делается и одежда, и игрушки, обшивки к предметам интерьера.
А например, в текстильной столице, городе Иваново, где был эпицентр ситцевой промышленности, устраивают фестиваль «Лоскутная мозаика России».