Почему артист не носил фамилию своего отца, из-за чего распался его брак с Анастасией Вертинской, по какой причине на съемки шоу «Голос» его доставляли на носилках, и за что его в последние годы осуждали поклонники – далее в обзоре.
Советский Робертино Лоретти
При рождении Александр получил фамилию отца – Фрадкин, и носил ее до 14 лет. Его мать, Тамара Градская, окончила ГИТИС и могла бы стать артисткой – ее приглашали во МХАТ. Но отца Александра, инженера-механика, отправили по распределению в Копейск в Челябинской области, и жена без раздумий отправилась следом за ним, отказавшись от своих амбиций. Там она руководила самодеятельным театром во Дворце культуры.
Свое увлечение искусством мать передала сыну. Когда ему было 9 лет, семья переехала в Москву, где Александр начал заниматься в музыкальной школе по классу скрипки. Позже артист рассказывал: «Впервые запел лет в десять. У меня был такой же высокий голос, как у Робертино Лоретти. Помню, как с песней «Ленин всегда живой, Ленин всегда с тобой» пришел пробоваться в хор дома культуры. Меня приняли, хотя пел х…во».
Брат матери, Борис Градский, был солистом ансамбля Игоря Моисеева и часто бывал на гастролях за границей, откуда привозил пластинки с зарубежной музыкой и давал их слушать племяннику. Это было для него откровением. Когда он услышал песни группы «The Beatles», решил, что тоже станет музыкантом.
Мама-муза
Когда Александру было 14 лет, в семью пришла беда – не стало его матери. Для него это стало большим потрясением. Позже артист признавался: «Мама была даже не музой, она была барометром или, ну не знаю, человеком, который в жизни, в своей профессиональной состоятельности являлся для меня примером». В память о матери он решил взять ее фамилию.
Даже после ее ухода Александр не прекращал мысленно вести с ней диалоги, всю жизнь представляя, как бы она отреагировала на тот или иной его поступок. Так случилось, что семейное горе стало катализатором его творчества: в 14 лет Градский начал писать стихи и исполнять песни на сцене, в 16 организовал ансамбль «Славяне». Это был третий по счету советский рок-коллектив (после «Братьев» и «Сокола»). Через год появилась рок-группа «Скоморохи», для которой Градский писал песни. «Синий лес» считают одной из первых русскоязычных рок-композиций.
Легенда рок-музыки
Окончив институт им. Гнесиных, Градский поступил в консерваторию. Позже он начал преподавать в Гнесинке и в ГИТИСе, где возглавил кафедру вокала. Он начал гастролировать, исполняя песни собственного сочинения и собирая полные залы на своих выступлениях. Иногда он давал по 4 сольных концерта в день. Андрей Макаревич позже говорил: «Градский пел, как Леннон и Маккартни вместе взятые, а четырёхголосье «Скоморохов» начисто перекрывало жиденький битловский аккорд».
В составе группы «Скоморохи» Градский исполнил одну из самых своих известных песен – «Как молоды мы были» – на стихи Николая Добронравова и музыку Александры Пахмутовой. Эта композиция и сейчас не потеряла актуальности и не оставляет равнодушными и современных слушателей.
Певец записал более 40 альбомов и стал автором музыки к десяткам фильмов, среди которых – «Романс о влюбленных», «Узник замка Иф», «В августе 44-го». Кроме того, в 1985 г. он написал первую советскую рок-оперу «Стадион», в конце 1980-х гг. стал автором музыки к нескольким балетам, в том числе первого советского рок-балета «Человек».
Когда артист написал музыку к фильму «Романс о влюбленных», ему было всего 23 года. Увидев его в студии, режиссер Андрей Кончаловский заявил: «Вот его и стану снимать! Главную роль будет играть и песни петь». Музыкант вспоминал: «Потом я вдруг в профиль повернулся, и Кончаловский расстроился: «Нет, с таким длинным носом, боюсь, его не утвердят на роль». Узнав об этом, я пошутил: «И слава Богу, я музыку буду делать, а в главной роли пусть другой снимается». В итоге роль досталась красавцу-актеру Евгению Киндинову.
Немногие знают о том, что на протяжении 2-х сезонов певец выступал в Большом театре, причем не в качестве приглашенного солиста, а как штатный артист. С 1988 г. артист был директором Московского театрально-концертного музыкального объединения, а в 2015 г. открыл собственный музыкальный театр «Градский Холл» и стал его художественным руководителем.
Покоритель женских сердец
Хотя внешность музыканта всегда была далека от эталонов мужской красоты, он пользовался большим успехом у противоположного пола и без труда покорял сердца первых красавиц. В молодости у него было много романов. Свой первый брак со студенткой Натальей, который продлился всего 3 месяца, он позже называл «молодежным поступком».
Об этом браке певец позже говорил: «Нам было мало лет. Поначалу были чудесные отношения, которые постепенно стали ухудшаться. И тогда мы решили: поженимся, и все восстановится. А через три месяца после свадьбы пожали друг другу руки, поцеловались и разошлись».
Спустя 3 года музыкант женился на знаменитой актрисе, первой красавице советского кино Анастасии Вертинской. Вместе они прожили всего 2 года, хотя официальный развод оформили только через 4 года. Позже актриса не любила вспоминать об этом браке, называла его ошибкой и говорила, что ее единственный муж – это первый супруг Никита Михалков.
Актриса объясняла: «С Сашей Градским у нас не сложилось, потому что мы абсолютно из разных «детских», из разной среды. Он воспитан на своей музыке, я – на музыке Вертинского. Нам нужно было оставить все на уровне романа, не надо было замуж. Да, все начиналось, как в сказке, но потом – быт, реальность. И вот наши реальности не совпали».
В 1980 г. музыкант женился на Ольге Фартышевой, которая была моложе него на 11 лет и подарила ему сына и дочь. Артист постоянно гастролировал и не мог уделять детям достаточно внимания, о чем потом очень сожалел. Он был благодарен жене за заботу и понимание, благодаря которым им удавалось сохранять брак на протяжении более 20 лет.
А в начале «нулевых» поклонники певца были поражены новостью о его романе с 19-летней моделью Мариной Коташенко. Многие осуждали артиста, называли эти отношения мезальянсом и не верили в их долговечность. Девушку обвиняли в корыстных побуждениях, но она не обращала внимания на нелестные отзывы о себе. В 2014 г. у пары родился сын Александр, спустя еще 4 года – сын Иван.
На многочисленные выпады в адрес их пары музыкант отвечал: «Я далеко не самый богатый человек, на которого могла бы рассчитывать Марина. С ее данными она способна заинтересовать мужчину намного богаче, моложе и красивее, чем я. Поэтому мне удобнее считать, что ей нравится быть рядом именно со мной».
Наставник «Голоса»
В 2012 г. Александра Градского пригласили стать членом жюри и наставником одной из команд в телешоу «Голос». В первых 3-х сезонах победителями становились участники его команды. После 2-хлетней паузы в 2017 г. музыкант вновь вернулся в кресло наставника.
Юбилейный 10-й сезон стал для него самым тяжелым. В сентябре 2021 г. состояние его здоровья резко ухудшилось: он попал в ковидное отделение больницы с обширным поражением легких. Процесс восстановления был долгим и трудным. На съемки «Голоса» его доставляли даже не на коляске – на носилках, в горизонтальном положении. Даже когда его уговаривали ограничить нагрузку и отдохнуть, он оставался на площадке. Иногда ему прямо там ставили капельницы.
Хотя артист почти перестал вставать, жаловался на сильные боли в ногах и находился на грани обморока, на съемочной площадке он держался стойко. У него были проблемы с давлением, часто кружилась голова. 26 ноября музыканту стало плохо, и его забрали в больницу. В ночь с 27 на 28 ноября его не стало. Причиной называют инфаркт головного мозга. 3 ноября ему исполнилось 72 года.
Бывшую жену музыканта в последние годы нечасто можно увидеть на экранах: Почему Анастасия Вертинская перестала сниматься в кино.