Павел Филонов называл себя художником-исследователем. Он призывал прорисовывать «каждый атом», позволяя делу своих рук развиваться подобно живому организму. Стремясь к познанию мира, мастер отображал собственное видение исторических событий, явлений природы, музыки.
Павел Филонов, по сохранившимся свидетельствам современников, был оригинальным живописцем и отзывчивым человеком, который не продавал своих произведений и бесплатно обучал учеников.
Биография Павела Филонова
Павел Николаевич Филонов появился на свет в семье крестьянина Тульской губернии, села Раневка 8 января 1883 года. Несмотря на обыденное занятие (отец был извозчиком, а мать — прачкой), родители поддерживали стремление сына к творчеству.
Павел Филонов с раннего детства показал себя трудолюбивым человеком. Он на отлично закончил «Каретнорядную» школу местного прихода, делая уроки по ночам, а днём подрабатывая. После переезда с сестрой в Петербург, 14-летний подросток устроился в живописно-малярные мастерские. По окончании курсов юноша начал работать и снял для себя отдельное жильё. В это же время Павел посещает вечерние классы рисования.
В Академию художеств его не взяли дважды. Недостаток образования пришлось восполнять копированием картин и частными уроками. В этот период Павел Филонов устроил себе путешествие по Волге, Кавказу и Иерусалиму. Он много трудился, делал наброски, но даже с третьего раза ему удалось попасть в Академию лишь вольнослушателем.
Учёба продолжалась с 1908 по 1910 год, потом Павла Филонова исключили за слишком смелые эксперименты с цветом и натурой. Художник успел сблизиться с поэтом Велимиром Хлебниковым и коллегами-футуристами. Пропагандируя анализ в живописи, он выпустил статью «Канон и закон», раскритиковав кубизм Пабло Пикассо (Pablo Picasso). Он призывал к «аналитическому искусству», предлагал внимательно вглядываться в каждую частичку, прослеживать развитие любого явления от мельчайших атомов до целостного организма.
Художник ездил в Европу, оформлял декорации для трагедии «Владимир Маяковский», иллюстрации к «Изборнику», создал поэму «Пропевень о проросли мировой». Всё это он успел до мобилизации и отправки на фронт Первой мировой войны.
Павел Филонов горячо поддержал революционные изменения, председательствовал в военно-революционном комитете. Через два года женился на революционерке Екатерине Серебряковой, которая была старше его на 21 год.
Павел Филонов считал себя убеждённым коммунистом, но власти относились к нему настороженно, не позволив реорганизовать живописный факультет. В ответ художник создал МАИ — мастерскую аналитического искусства, куда привлёк более семидесяти человек. В 30-е годы ХХ века его обзывали «помешанным». Из-за нехватки денег приходилось рисовать маслом на картонках и бумаге, но учеников он упорно продолжал обучать бесплатно.
Началась Великая Отечественная война и блокада, ставшего родным Ленинграда. 3 декабря 1941 года Павел Филонов умер от недоедания и был погребён на Серафимовском кладбище. Несмотря на трудности блокадного времени, сёстры мастера смогли сохранить для потомков триста его работ.
В семидесятые годы прошлого столетия картины Павла Филонова стали объектом наживы криминальных элементов. Часть исчезла из музеев, объявившись у частных коллекционеров во Франции. Всего несколько работ удалось вернуть в Россию.
Первая выставка наследия Павла Филонова состоялась лишь в 1988 году.
Картины Павла Николаевича Филонова
Картины Павла Филонова всегда привлекали внимание меценатов и ценителей искусства. Наиболее известные работы художника:
- «Пейзаж. Ветер» (1907) — самая ранняя работа живописца, в которой ещё не используется аналитическая техника. Хранится в Русском музее.
- «Головы» (1910) — первая картина, написанная в исследовательской технике, в год написания участвовала в выставке «Союза молодёжи».
- «Германская война» (1914-1915) — по утверждениям солдат, вернувшихся с этой войны, точно отображает её суть. Хорошо принята представителями пролетариата, несмотря на прохладное мнение критиков.
- «Ввод в Мировой расцвет» (1914-1915) — по идее художника, призвана вести к новой вере, обновлённому искусству, изучающему мир и общество.
- «Симфония Шостаковича» (1935) — музыкальное произведение художник услышал по радио, создав под его впечатлением живописное воплощение музыки.
- «Лики» (1940) — одна из последних работ Павла Филонова, написанная незадолго до смерти. В одном из персонажей художник изобразил себя самого.