Пьетро Перуджино: чем прославился художник раннего Возрождения
986
просмотров
Пьетро Перуджино — это выдающийся художник эпохи Раннего Возрождения, участвовавший в украшении Сикстинской капеллы, один из лидеров умбрийской живописной школы. Творчество Пьетро Перуджино включает не только картины и фрески на религиозные сюжеты, которых у него большинство, но и портреты реальных людей. В историю живописи мастер вошёл под прозвищем, отражавшим его происхождение из города Перуджи, полное же его имя — Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи (Pietro di Cristoforo Vannucci).
Пьетро Перуджино. «Автопортрет», 1497-1500

Пьетро Перуджино обрёл славу при жизни. Его приглашали для создания фресок в храмах и палаццо, а заказчиками выступали влиятельные князья церкви и светские аристократы. Он возглавлял большую мастерскую и пользовался весомым авторитетом в профессиональной среде. По словам Джорджо Вазари (Giorgio Vasari), написавшего «Жизнеописания» с биографиями деятелей искусства XIV-XVI столетий, этот мастер запрашивал исключительно высокие гонорары. Впрочем, учитывая загруженность мастерской заказами и регулярные приглашения, которые поступали живописцу из разных городов Италии, это было вполне обоснованно.

Пьетро Перуджино. «Мадонна и младенец со Святым Иоанном Крестителем и Святым Себастьяном», 1493

Пьетро Перуджино, развивая идеи антропоцентризма в живописи, внёс огромный вклад в развитие ренессансного искусства. Своей кистью он прославлял красоту человека и воспевал гармонию мира. Значительное влияние творчество мастера оказало на развитие портретистки и зарождающегося пейзажного жанра, поскольку художник тонко вписывал природу в свои сюжеты.

Пьетро Перуджино. «Крещение Христа», 1498-1500

Работы живописца отличает светлое, возвышенное настроение и тонкая одухотворённость. Они лиричны, утончённы и музыкальны — многие исследователи отмечают, что взгляд на творчество Перуджино вызывают ассоциации с церковной литургией. Линии в произведениях живописца плавные, краски яркие и в то же время мягкие, фигуры грациозные, образы поэтичные, а сами картины словно источают свет.

Пьетро Перуджино. «Полиптих Албани Торлониа», 1491

Биография Пьетро Перуджино

Пьетро Перуджино появился на свет в 1446 году (по другим версиям — в 1447-м или 1448-м) в бедной итальянской семье, в небольшом городке Читта-делла-Пьеве близ Перуджи. В то время Перуджа была одним из художественных центров Италии: здесь ещё в XIII веке возникла влиятельная школа живописи, именуемая умбрийской (по наименованию местности — Умбрии).

Пьетро Перуджино. «Воскресение», 1499

Мальчика, проявлявшего талант к рисованию, отдали в ученики художнику — не слишком известному, но познакомившего своего подопечного с основами мастерства. В 24-летнем возрасте юноша отправился в блистательную Флоренцию, к выдающемуся мастеру Андреа Верроккьо (Andrea del Verrocchio), у которого также обучались Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli) и Леонардо да Винчи (Leonardo di ser Piero da Vinci).

Пьетро Перуджино. «Обручение Богородицы», 1500-1504

Во Флоренцию молодой человек явился без гроша в кармане. У него, как пишет Вазари, не было денег даже на приличную постель, поэтому приходилось спать на сундуке. Возможно, поэтому в будущем, разбогатев и начав получать баснословную плату за свои шедевры, Перуджино был довольно прижимист. Впрочем, многие исследователи считают, что Вазари несколько преувеличивал, называя художника скупцом — возможно, сыграла роль личная неприязнь.

Пьетро Перуджино. «Распятие» (триптих), 1485

Талант юноши высоко оценили коллеги и заказчики. В 1475 году он становится членом профессиональной гильдии святого Луки, а в 1481-м в числе самых знаменитых живописцев страны был приглашён папой Сикстом IV для росписи только что построенной капеллы (впоследствии она получит название в честь этого понтифика и станет одной из главных достопримечательностей Рима).

Последнее десятилетие XV столетия — пик карьеры Перуджино, зенит его славы. В этот период он создал свои главные шедевры, включая «Пьету» и «Вручение ключей апостолу Петру».

Пьетро Перуджино. «Вручение ключей Петру», 1480-1482

Несмотря на обилие заказов, живописец немало сил вкладывал в развитие талантов своих учеников. Одним из них был великий Рафаэль Санти (Raffaello Santi). Учитель пережил ученика: в 1520 году, когда 37-летний Рафаэль скоропостижно скончался, Перуджино закончил за него роспись в одной из церквей. А через четыре года, в 1524-ом, чума унесла и жизнь старого мастера.

Пьетро Перуджино. «Алтарь Тези», 1500

Самые известные картины Пьетро Перуджино

Картины Пьетро Перуджино хранятся в Лувре, Эрмитаже, флорентийской галерее Уффици и других музеях с мировым именем. Кроме того, его наследие включает шедевры монументальной живописи, в том числе украшающие и Сикстинскую капеллу Ватикана. Широко известны такие работы мастера, как:

  • «Оплакивание Христа», или «Пьета» (1494-1495). Создавая композицию картины, Перуджино противопоставил недвижимость мёртвого тела жизненному движению окружающего мира. Это впечатление усиливает природный ландшафт на заднем фоне. Такое противопоставление играет на идею картины: трагический сюжет подан Перуджино с нотами надежды, ведь художник и зритель знают, что вскоре Христос воскреснет.

  • «Святой Себастьян» (1493-1494). Проникновенный образ молодого мученика. Живописец сосредоточил внимание на лице юноши, на эмоциях героя, поэтому счёл достаточным погрудное изображение. Для усиления драматизма использован контрастный тёмный фон. Интересно, что на стреле, пронзающей юного легионера, оставлен автограф художника, сообщающий, кто написал картину.

  • «Портрет Франческо делле Опере» (1494). Здесь Перуджино выступил как мастер и портретной, и пейзажной живописи. Образ своего друга, огранщика драгоценных камней, он разместил на фоне детально выписанного ландшафта.

  • «Святая Мария Магдалина» (1500). Образ кающейся грешницы очень земной, реалистичный и лиричный. Мария Магдалина у Перуджино юна и нежна. Работа ближе к портрету, нежели к религиозной живописи. О том, что это не просто девушка, а святая, напоминает только надпись на платье.

  • «Мадонна на троне с младенцем Иисусом в окружении святой Розы и святой Екатерины» (1490-1492). Изящное тондо, написанное нежными красками. Художник включил в традиционный торжественный сюжет только женские образы, ангелов и младенца Христа, что позволило создать очень камерную, лиричную картину.

  • «Портрет юноши» (1480). Ещё один шедевр Перуджино-портретиста. Ему удалось написать поэтичный образ юности, не погрешив против реалистичности. Особое впечатление производит умный, задумчивый и немного грустный взгляд подростка.

Пьетро Перуджино. «Оплакивание Христа», или «Пьета», 1494-1495
Пьетро Перуджино. «Святой Себастьян», 1493-1494
Пьетро Перуджино. «Портрет Франческо делле Опере», 1494
Пьетро Перуджино. «Святая Мария Магдалина», 1500
Пьетро Перуджино. «Мадонна на троне с младенцем и святыми», 1490-1492
Пьетро Перуджино. «Портрет юноши», 1480

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится