«Часы»
The Hours
Год: 2002
Режиссер: Стивен Долдри
Три женщины. Первая — писательница Вирджиния Вульф, которая не знает, убить ли ей героиню своего нового романа или сойти с ума. Вторая — живущая словно в полудреме шикарной жизни домохозяйка с тем самым романом Вульф в качестве настольной книги. Третья — редактор, чей бывший любовник, сын той самой домохозяйки, умирает от СПИДа. Их истории связаны странными узами сквозь времена.
В момент выхода эстетская драма Стивена Долдри («Жутко громко и запредельно близко») разделила зрителей и критиков на две категории: первые считали, что экранизация романа Майкла Каннингема о жизни Вирджинии Вульф и еще двух женщин претенциозная и «выверенная», вышколенная. Вторые называли «Часы» в числе величайших фильмов в истории.
«Мисс Поттер»
Miss Potter
Год: 2006
Режиссер: Крис Нунен
В викторианской Англии конца XIX века у молодой девушки было два пути: либо успешно выйти замуж и жить счастливо, либо противиться существующему порядку и идти своей дорогой. Именно так поступила Беатрис Поттер — с детства мечтавшая писать книги, она заявила во всеуслышание, что женой быть не хочет, зато хочет рассказывать всем про веселого и доброго кролика Питера и его друзей.
Довольно прямолинейная, вышедшая из-под железной продюсерской руки Рене Зеллвегер (она же сыграла главную роль), но трогательная история про детскую писательницу, подарившую миру знаменитую серию детских книг. В этом фильме можно увидеть зарождающийся в 2000-х спрос на кино о «сильных и независимых», тем более что и самой Беатрис Поттер были не чужды феминистские взгляды.
«Джейн Остин»
Becoming Jane
Год: 2006
Режиссер: Джулиан Джаррольд
До того как стать знаменитой писательницей, Джейн Остин была простой девушкой из бедной британской семьи, чьи родители мечтали выдать ее замуж как можно более «выгодно», а потому приглядели в качестве жениха племянника своих богатых соседей. Но девушка уже была влюблена по уши и потому сбежала из дома вместе с возлюбленным — юристом Томом Лефроем.
Считается, что именно история непростых и драматичных отношений стала основой для романа «Доводы рассудка». Фильм с Энн Хетуэй в роли писательницы не слишком отличается от других байопиков и мелодрам о несчастной любви в Британии времен высоких воротников и вычурных манер, зато помогает понять мотивы, которые побудили Остин заняться написанием любовных романов.
«Спасти мистера Бэнкса»
Saving Mr. Banks
Год: 2013
Режиссер: Джон Ли Хэнкок
Знаменитый мультипликатор Уолт Дисней как-то раз пообещал детям, что его студия снимет фильм про Мэри Поппинс, которую они просто обожали. Сказать — еще не значит сделать: автор знаменитых книг, британка Памела Трэверс, оказалась тем еще крепким орешком. Переговоры о получении прав на экранизацию затянулись более чем на 20 лет из-за ссор и разногласий.
История сложных взаимоотношений Памелы Трэверс с голливудскими дельцами, в которых она видела чуть ли не мошенников, мечтавших нажиться на ее наследии, сама по себе похожа на поучительную сказку. Но если забыть про фирменный американский лоск, это кино о том, что не всякий капиталист жаждет исключительно выгоды, но и не всякое упрямство — бесполезно.
«Красавица для чудовища»
Mary Shelley
Год: 2017
Режиссер: Хайфа Аль-Мансур
16-летняя Мэри Уолстонкрафт Годвин запоем читает готические романы и мечтает однажды сбежать из дома, где живет с отцом-мямлей и нелюбимой мачехой. Такая возможность появляется, когда она знакомится с Перси Биши Шелли — поэтом и сторонником свободной любви, который моментально покоряет сердце юной девушки. Впереди ее ждет сложный роман, полный разочарований.
«Красавица для чудовища» — кино, с одной стороны, не претендующее на оригинальность: типичный байопик про автора «Франкенштейна», раскрывающий мотивы девушки написать величайшую из ужасающих историй любви. С другой — интересно выглядит взросление Мэри Шелли, а ее главный роман обретает неожиданные ранее феминистические интонации.
«Сможете ли вы меня простить?»
Can You Ever Forgive Me?
Год: 2018
Режиссер: Мариэль Хеллер
Когда 50-летняя Ли Израэль, беллетристка, зарабатывавшая написанием биографий известных людей, остается без работы, перед ней встает угроза полного краха: денег нет, любимая кошка болеет, алкоголь, почти единственный надежный друг, скоро перестанет быть доступным. Тогда она начинает подделывать письма знаменитостей, что оказывается чертовски прибыльным делом.
Невероятное кино — хотя бы из-за комедиантки Мелиссы Маккарти, которая в этом фильме в роли писательницы-аферистки показывает такую актерскую мощь, что едва не обогнала Оливию Колман в борьбе за «Оскар» в 2019 году. Но главное — это очень важная для современного кино история о том, как тяжело женщине за 50 реализовать себя в обществе. И еще о том, как талант и обман часто идут рука об руку.
«Быть Астрид Линдгрен»
Unga Astrid
Год: 2018
Режиссер: Пернилла Фишер Кристенсен
16-летняя Астрид, выросшая в строгой христианской семье в шведской деревне, с детства была «не такой», похожая на одну из своих будущих героинь — Пеппи Длинныйчулок: танцевала, как не принято, смеялась, когда стоило сохранять строгость, любила, кого нельзя. Свой оптимизм и жизнелюбие она пронесла через года, несмотря на череду испытаний — от романа с женатым мужчиной до ранней беременности.
Аккуратный, бесхитростный, бойкий, как своя героиня, байопик про писательницу, подарившую нам также Карлсона, «лучшего друга всех детей», мелодраматичен до слез — в этом, возможно, отличие экспрессивного скандинавского подхода от более сдержанного голливудского. Несмотря на душещипательную историю, шведская картина пышет оптимизмом — иногда все заканчивается хорошо и в жизни, а не только на экране.
«Колетт»
Colette
Год: 2018
Режиссер: Уош Уэстмоленд
Беззаботная француженка Сидони-Габриэль Колетт встречает Вилли — столичного писателя, кутилу и мота, на славу и успех которого работает группа «литературных негров». Оперативно выскочив замуж, она решает попробовать себя в писательстве, и это становится самым выгодным вложением сил: ее книги про обольстительную Клодину оказываются хитовыми. Постепенно она решает выйти из тени супруга.
Для литературного мира Парижа Колетт была персонажем, мягко говоря, экстравагантным — свободолюбивая, любвеобильная, «без царя в голове». Она эпатировала публику: сходилась и расходилась то с мужчинами, то с женщинами, выступала в мюзик-холлах и была источником многочисленных сплетен. Фильм с Кирой Найтли мог бы быть и посмелее, но в целом служит неплохой иллюстрацией к жизни французской писательницы.
«Туве»
Tove
Год: 2020
Режиссер: Зайда Бергрот
1940-е годы, Финляндия. Молодая художница Туве Янссон, дочь знаменитого скульптора, держится особняком в богемной тусовке. В перерывах между рисованием странных чудиков на бумаге она то встречается с женатым журналистом, то знакомится с театральной режиссеркой, что станет ее главной музой в жизни. Слава — впереди, а пока — любовь и прочие неприятности.
В отличие от многих других байопиков о знаменитых женщинах «Туве» — кино в первую очередь о становлении Янссон как женщины, а не как автора знаменитых муми-троллей. Психологический аспект играет здесь решающую роль: фильм Зайды Бергрот наглядно показывает, как важна рефлексия в карьере писателя.
«Ширли»
Shirley
Год: 2020
Режиссер: Жозефин Декер
В дом писательницы Ширли Джексон приезжает Роуз, молодая студентка и фанатка ее творчества. Пока ее муж вместе с супругом Джексон, профессором местного колледжа, кутят и кадрят студенток, две женщины, очевидно, не очень довольные своей жизнью, сходят с ума, оказавшись наедине друг с другом и собственными внутренними демонами.
В отличие от большинства фильмов в этом списке «Ширли» не традиционная биография, а, скорее, «кино, вдохновленное реальными событиями». И как нельзя точнее передающее суть книг писательницы: триллерная основа погружает зрителя в безумие, в котором, очевидно, жила Ширли Джексон большую часть жизни. Это и фильм о тяжелой женской доле в патриархальном обществе, и арт-хоррор, и, конечно, ода ее творчеству.