Александра Шамрай родилась в 1911 г. в Чите в семье инженера и портнихи. Когда девочке было 10 лет, ее семья переехала в Харбин, который был на тот момент одним из крупнейших центров русской эмиграции. Спустя год отец оставил семью. Чтобы прокормить троих детей, мать зарабатывала шитьем. Александра увлеклась живописью и окончила частную художественную школу. А когда они в 1932 г. переехали в Шанхай, она начала помогать матери шить и занялась оформлением витрин в качестве художника-декоратора.
В 1937 г. Александра вышла замуж за русского эмигранта, инженера Владимира Грамолина. В Шанхае она устроилась в частное ателье дамской одежды и шляп «The modern women», где проработала 12 лет, став его руководителем. В 1942 г. супруги подали ходатайство о принятии гражданства СССР. Ожидать ответа пришлось 4 года, но когда в 1946 г. они его наконец получили, с переездом не спешили, а в 1951 г. отправились в Австралию. О причинах этого решения ничего не известно. В автобиографии Грамолина сообщает только то, что в Сиднее она окончила Академию моделей и кройки, получила диплом модельера и закройщика женской и детской одежды, работала художником-модельером на фабрике массового пошива. В Австралии супруги подали ходатайство о возвращении в СССР и в 1955 г. переехали в Ригу.
В Рижский дом моделей Александру Грамолину приняли временно – на замену заболевшей закройщицы, но уже через неделю взяли в штат художником-модельером. Спустя несколько месяцев она уже была главным художественным руководителем Рижского дома моделей. Директор дал ей такую характеристику:
«Проживая за границей в разных странах тов. Грамолина обогатилась впечатлениями, что способствует расширению ее кругозора и развитию художественного вкуса. В работе энергична и исполнительна, но очень слабо разбирается в вопросах организации производства и в экономике социалистического предприятия».
Опыт работы в Китае и Австралии помог Грамолиной не только успешно реализовать собственный творческий потенциал, но и вывести Рижский дом моды на всесоюзный уровень. На работы модельера вскоре обратили внимание московские художники, которые дали им очень высокую оценку. В 1960-х гг. модные показы рижан в Москве пользовались невероятным успехом – Грамолина устраивала целые театрализованные представления, и билеты на них разлетались мгновенно. У каждого показа было свое название и своя тема, во время дефиле даже звучали стихи, девушки выходили на подиум под музыку Раймонда Паулса.
Когда в 1967 г. советские модельеры впервые отправились в Монреаль на международную выставку, часть коллекции была создана в Риге под руководством Грамолиной. Но сама она какое-то время оставалась невыездной из-за того, что у нее были родственники за рубежом. Тем не менее Грамолина всегда следила за европейскими модными тенденциями: она создала при Рижском доме моделей методический кабинет, где занимались переводом польских, итальянских, немецких и французских модных журналов.
В 1972 г. Александра Грамолина ушла из Рижского дома моды в связи с выходом на пенсию, но долгое время без дела оставаться не смогла. Ее приняли на работу консультантом в знаменитое ателье «Ригас модес», которое было самым дорогим и престижным в Риге. Его главный художник-модельер рассказывала:
«Опыт Александры Николаевны нам очень пригодился. Она говорила, что чувствует моду на два года вперед, и это было действительно так. А еще она научила меня отношению к профессии. Она была влюблена в свое дело, работала не ради денег: ни шубы, ни машины, ни дачи у Грамолиной не было. И все мы были так же одержимы работой: больничные никогда не брали».
Журнал «Ригас модес», который выпускал Рижский дом моделей вплоть до 1992 г., стал одним из самых популярных модных изданий благодаря тому, что в нем можно было найти новейшие модели одежды с удобными выкройками в каждом номере. Историк моды Александр Васильев называл его советским «Vogue», так как в 1960-1970-х гг. журнал «Ригас модес» был одним из главных путеводителей в мире моды, формирующим чувство вкуса и стиля.
Профессиональных моделей тогда еще не было, но Грамолиной удавалось безошибочно определять самых перспективных девушек из числа претенденток на участие в показах. Она считала, что у манекенщицы должны быть идеальными ноги – «как бутылочки» – с тонкими щиколотками. Одна из самых известных манекенщиц Рижского дома моды Аснате Смелтере говорила:
«Не будет преувеличением сказать, что в шестидесятые и семидесятые Рига диктовала моду всему огромному Советскому Союзу. Художники Рижского дома моделей создавали дизайн одежды, которую показывали на выставках и дефиле; некоторые модели попадали и в массовое производство. Наш «Ригас аудумс» производил ткани, которые достойны отдельной выставки, а швейные заводы Латвии одевали весь СССР».
После распада СССР и Рижский дом моделей, и ателье «Ригас модес» прекратили свое существование. Александра Грамолина ушла из жизни в 1998 г. в возрасте 87 лет. К тому времени слава Рижского дома моды померкла, а имя художника-модельера было надолго предано забвению. И только в последние годы благодаря усилиям историка моды Александра Васильева о королеве советской моды снова заговорили.