Поцелуйный обряд, смывание красоты и др: женские обязанности на Руси, которые в наши дни могут вызвать лишь сочувствие
598
просмотров
Женщины практически во всём мире продолжают бороться за равные с мужчинами права и возможности. К счастью, сегодня представительницы прекрасного пола могут себе позволить быть независимыми и самостоятельными. Они успешно строят свою карьеру, ведут бизнес, при этом не забывая о семье и детях. Такое положение, как известно, было далеко не всегда. В прошлом у женщин было множество обязанностей, которые могут сегодня вызвать сочувствие, а иногда и улыбку.

Смывание красоты

Смывание красоты Андрей Шишкин, «Заря-заряница».

Ещё в языческие времена считалось, будто женщина способна нанести вред мужчине своими чарами. Чтобы этого не произошло, каждая девушка перед вступлением в брак должна была пройти особый обряд, называемый «смывание красоты». Правда, к внешности он никакого отношения не имел. Скорее, речь шла об освобождении будущей жены от её защитных ритуалов, которое тогда в переносном смысле и именовали красотой.

Замужество обязательно

Замужество обязательно Константин Маковский, «Боярский свадебный пир в XVII веке».

Согласно «Уставу князя Ярослава», датирующегося рубежом между XI-XII веками, родители обязаны были выдать дочь замуж. Если барышня не выходила замуж до определённого возраста, её родители обязаны были выплатить церковной казне штраф, размер которого определялся по происхождению девицы. Если она была очень знатного рода, из великих бояр, то штраф составлял 5 гривен золота, а родители простой девушки обязаны были выплатить за незамужнюю дочь гривну серебра.

Естественно, платить никто не хотел, а потому родители всегда торопились выдать дочь замуж, особо желанием её не интересуясь. Но если дочь в замужестве была столь несчастна, что решалась свести счёты с жизнью, наказание за это снова несли родители, представавшие в этом случае перед митрополитом.

Послушание и кротость

Послушание и кротость Андрей Шишкин, «Хозяюшка».

Так как девушек выдавали замуж очень рано, начиная с 12 лет, то до этого она считалась ещё ребёнком, а нормы морали применялись уже к замужней барышне. Если до брака девица должна была подчиняться отцу и матери, то после – непосредственно супругу. Если в девичестве потенциальная невеста демонстрировала бойкий нрав и не опускала стыдливо глаза, то её и замуж брать не хотели, опасаясь строптивости в семье. Если же замужняя барышня вне дома начинала спорить с мужем, то тем самым она унижала его достоинство и демонстрировала своё дурное воспитание.

Покрытая голова

Покрытая голова М. Шибаев, «Сговор».

После вступления в брак женщина навсегда лишалась возможности ходить с непокрытой головой перед посторонними людьми. Появление на людях без кокошника или платка считалось позором для семьи. Осуждался и её муж, и родители, ибо в обоих случаях они не смогли правильно «воспитать» женщину и добиться от неё соблюдения определённых правил.

Принимать воспитание с благодарностью

Принимать воспитание с благодарностью Фирс Журавлёв, «Приезд извозчика на родину».

Воспитание же было связано исключительно с физическим наказанием. Оно применялось во множестве случаев, начиная с невкусного супа и заканчивая фактом измены. Если супруг не наказывал жену, то он считался не только слабохарактерным, но и не испытывающим к супруге никаких чувств. Даже сами женщины считали: любящий мужчина должен воспитывать свою жену, если желает ей блага.

Такое положение вещей установилось уже после принятия христианства на Руси, а в широко известном «Домострое» даже были выделены несколько глав, в которых подробно описывались методы такого «воспитания». Жена же должна была принимать воспитание с благодарностью, ибо муж таким образом заботился о ней и её нравственности, избавляя от «скверны».

Затворничество

Затворничество Маковский Константин, «Боярышня у окна».

Одной из обычных практик в зажиточных семьях было затворничество. То есть женщина не имела права покидать семейный круг, да и вообще без надобности показываться незнакомым людям. Покидала женщина собственный двор исключительно для посещений церкви. Женщины из бедных семей трудились в поле вместе с мужьями, поэтому затворничество к ним в полной мере не применялось.

Но при этом любые действия совершались исключительно по разрешению супруга. Сохранились записи иностранного путешественника Герберштейна, который упоминал о том, что русским женщинам и их дочерям изредка разрешалось развлечение на «привольных лугах».

Поцелуйный обряд

Поцелуйный обряд Маковский Константин, «Чарка мёду».

Этот обряд проводился исключительно в богатых семьях, и появился он, по утверждению историков, не ранее XVII века. Гавриил Петрович Успенский, русский историк, географ и энциклопедист, считал, что обряд был заимствован у иностранцев, проживавших в Росси. Подробно описывал его барон Майерберг, побывавший в 1661 году в Москве.

Когда в доме собирались гости, то по окончании застолья к ним выходила жена хозяина дома, которую сопровождали две или три служанки. Хозяйка непременно была в лучшей одежде и держала в руках кубок с напитком. Перед тем, как передать его гостю, она сама прикасалась к сосуду губами. Пока же гость пил, женщина удалялась в другую комнату и переодевалась в другую одежду. После чего вновь выходила и передавала кубок уже другому гостю.

Маковский Константин, «Поцелуйный обряд»

Напоив так всех гостей, без исключения, хозяйка становилась у стены или у печи и принимала поцелуи от всех гостей, непременно потупив глаза. Обряд этот проводился исключительно после просьб гостей или же для высказывания своего уважения к особо важным персонам, почтившим дом своим присутствием. Муж мог позволить одному из гостей или же своему благодетелю разговаривать с женой во время своего отсутствия.

Так исторически сложилось, что во все времена девушки мечтали о семейном счастье. Правда, далеко не всегда эти мечты были осуществимы. На Руси нередки были случаи, когда барышень замуж не брали. И на то были свои причины.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится