Картина, которая несколько веков считалась безвозвратно утерянной, «Сальватор Мунди», была найдена, восстановлена и продана за рекордную сумму на аукционе. У этого творения весьма загадочная история происхождения. Оно должно было быть выставлено в Лувре Абу-Даби, но внезапно бесследно исчезло...
Загадочное полотно
Самый главный вопрос, который волнует экспертов из мира искусства по сей день: действительно ли эта картина настоящий да Винчи? Если да, то где оно в настоящий момент? «Сальватор Мунди» - это изображение, которое использовали в прошлом огромное количество живописцев, не один да Винчи. Например, национальная галерея Лондона хранит у себя аналогичное полотно кисти Андреа Превитали.
У этой картины невероятно специфический стиль исполнения. Из-за этого многие специалисты уверены, что она была нарисована по заказу. Имя покровителя столь же загадочно, как и само произведение — историки и сегодня его не знают. Некоторые искусствоведы и историки считают, что это мог быть король Франции Людовик XII и его супруга Анна Бретонская. Другие говорят, что это либо король Венгрии Матиас Корвин, либо французский правитель Карл VIII.
Историки утверждают, что копий этого изображения существует около трёх десятков. Это не считая версий, созданных учениками и последователями великого да Винчи. Была целая художественная школа, известная под названием Леонардески, ею какое-то время он сам руководил. Такое огромное количество копий свидетельствует о том, что где-то всё же должен существовать оригинальный первоисточник. Но где же он?
Какое полотно является оригиналом?
Оригинальная картина значилась в различных списках на протяжении всей истории. Два столетия назад она бесследно исчезла. Лишь в 70-х годах 20 века Джоанна Сноу-Смит выдвинула предположение, что копия из коллекции маркиза Жана-Луи де Гане в Париже является так долго искомым оригиналом. Джоанна утверждала, что картина Леонардо да Винчи «Святой Иоанн Креститель» написана в том же стиле. Мало кто из экспертов готов был согласиться.
Потом, уже в 2005 году, картину приобрёл художественный консорциум. Цена была просто смешной - всего 1175 долларов США. Лелея надежды о том, что у них в руках оказался столь желанный оригинал, консорциум начал реставрацию полотна.
В ходе исследований инфракрасные снимки выявили более ранний набросок рисунка пол изображением. Причём большой палец внизу находился в двух разных положениях. Искусствоведы сочли это чрезвычайно важной деталью. Дело в том, что если картина является копией, то такого бы перемещения положения не было бы.
После завершения процесса реставрации полотно признали принадлежащим кисти Леонардо. Это мнение подвергалось некоторыми экспертами критике, но в целом мир принял подлинность «Сальватора Мунди».
Аукцион Christie's и исчезновение картины
Произведение выставлялось на протяжении нескольких лет в разных музеях и галереях по всему миру. После этого полотно выставили на продажу на аукционе Christie's в Нью-Йорке. Продана она была за рекордную сумму в 450 миллионов долларов США. Покупатель имени не скрывал — это был принц Саудовской Аравии Бадр бин Абдулла.
Ходили слухи, что картина была куплена по доверенности для наследного принца Мохаммеда бин Салмана. Но в итоге оказалось, что Бадр бин Абдулла представлял Департамент культуры и туризма Абу-Даби. «Сальватор Мунди» был куплен для показа в Лувре Абу-Даби. Долгое время картину по неизвестным причинам не выставляли. Когда судьбой полотна стали интересоваться, то ответственные лица сделали заявление, что выставка откладывается на неопределённый срок.
Сразу начали ходить упорные слухи, что картину похитили. Некоторые считают, что картина просто находится в неком надёжном месте в Женеве. Другие утверждают, что полотно забрал наследный принц и хранит его на своей яхте, стоимостью полмиллиарда долларов. Доподлинно же никому ничего не известно. Это тайна покрытая мраком.
В мире искусства всё ещё продолжают вестись жаркие споры по поводу принадлежности картиры. Об этом даже сняли целых две документальных киноленты: «Пропавший Леонардо» и «Спаситель на продажу: утерянный шедевр да Винчи?». В фильмах самым тщательным образом рассматривались различные теории происхождения и местонахождения «Сальватора Мунди».
В съёмках «Потерянного Леонардо» приняла участие сама Дайанна Модестини. Это придаёт отснятому особый вес. В фильме говорится о том, что, хотя многие в мире искусства до сих пор не верят утверждениям Модестини о том, что это оригинал, она тщательно задокументировала свою работу. Все исследования были опубликованы в Интернете.
Спорное полотно было включено в выставку 2011 года в Национальной галерее в Лондоне. Несмотря на проблемы с атрибуцией, «Сальватора Мунди» тогда всё же сочли оригиналом.
Выставка в Лувре, которой не было
В документальном фильме говорят, что парижский Лувр хотел включить «Сальватора Мунди» в выставку 2019 года, посвящённую 500-летию Леонардо да Винчи. Об этом на самом высоком уровне договаривались президент Франции Эммануэль Макрон и бин Салман. Поговаривали, что принц хотел, чтобы его картина висела в той же комнате, что и Мона Лиза. Придать ей аналогичный статус. Только в Лувре на это не согласились и выставка не состоялась.
О выставке в Лувре говорится и в другой документальной ленте, «Спаситель на продажу». Аналогичную информацию предоставляют и некоторые анонимные источники. Говорят, что в прославленном музее есть некие секретные документы. Там написано, что да Винчи лишь внёс в картину некоторые элементы, а не написал её сам. Кроме того, некоторые высокопоставленные французские чиновники утверждают, что покупка этого полотна на самом деле была со стороны Саудовской Аравии банальным отмыванием почти полумиллиарда долларов США.
Споры всё ещё продолжаются
Эксперт Мартин Кемп, который помог подтвердить подлинность «Сальватора Мунди» в 2011 году сказал: «Это несомненно да Винчи. Так искусно написано! Волосы на полотне выглядят как некое живое, движущееся вещество или как вода». Также специалист говорил, что картина обладает некой «сверхъестественной странностью», которая присуща многим другим работам гениального художника.
Кемп писал: «Какими бы опытными и талантливыми ни были последователи и подражатели Леонардо, ни одному из них доселе не удалось даже приблизиться к столь высоким сферам философских и тонких спекуляций. Без сомнения «Сальватор Мунди» является оригиналом. Здесь физически ощущается присутствие да Винчи».
Другой искусствовед и историк Франк Зёлльнер в «Потерянном Леонардо» рассказывал, что Дайанна Модестини называла полотно «более Леонардским, чем сам Леонардо».
Пока невероятно загадочное и спорное полотно будет скрыто от людских глаз. Его будущая судьба довольно туманна. Будет ли когда-нибудь раскрыта загадочная история этой картины? Возможно. Но ореол тайны настолько глубоко окутал её, что она уже стала легендой.
История искусства может перещеголять по увлекательностии любой детектив. Прочтите нашу статью о 8 мировых шедеврах, пропавших без вести, и узнайте, что известно о них в наши дни.