Вне зависимости от времени суток и места нахождения в эпоху Тюдоров все дамы двора выглядели так, будто вот-вот поедут на торжество. Все дело в том, что в то время не было прогулочных или ежедневных нарядов из простых тканей. Также не стоит забывать, что Тюдорам нужно было обозначить свой статус: молодая династия, у которой были все права на престол. Поэтому в ход шли самые дорогие материалы: красный бархат, камча, тончайший шелк, шкурки горностаев, золотые нити для вышивок. Английская принцесса Елизавета очень любила пышные наряды. Ходил слух, что она за день могла сменить 30 платьев.
Когда она стала королевой, то о звании быть ее фрейлиной мечтали многие девушки. Если ты приближена к королеве, ты будешь сиять и купаться в роскоши, а часть вечерних туалетов достанется тебе.
Так почему эти богатства и произведения искусств нельзя было стирать, если каждое такое платье стоило целое состояние? Почему в моду войдет правило однократного использования?
Практичность! А точнее ее отсутствие. К сожалению, вплоть до 19 века качество окрашивания тканей оставляло желать лучшего. Пигмент не задерживался на ткани, поэтому изделие теряло цвет при любом контакте с водой. Красное платье становилось бледно-розовым, синее – бледно-голубым, и это в лучшем случае.
Под страхом смертной казни никто не имел права прикасаться к королевским платьям, ведь помимо плохих красителей не стоит забывать о дороговизне тканей из далеких стран и услугах портних. Первая базовая палитра включала в себя только три цвета: белый, черный и красный. Белый цвет часто использовали при пошиве траурной одежды, т.к. он символизировал смерть.
Уход за одеждой был сомнительным. Как известно, гигиене в то время не уделялось должного внимания. Наоборот, «ванну было принимать опасно, т.к. можно подхватить в воде болезни». Программа максимум: умыться после тяжелого дня и помыть руки перед едой. А теперь представьте, что королевская особа могла полностью помыться в ванной лишь дважды: после рождения и после смерти. Стоит ли напоминать об ароматах тела в знойный денек?
Неприятный запах никого не устраивал, поэтому пришлось искать выход из сложившейся ситуации. Первым слоем под наряд надевали нательную рубашку-платье изо льна. Именно она впитывала в себя пот и неприятные запахи. Дамы могли в день менять по 3-4 таких рубашки. Некоторые девушки клали в подмышечные впадины салфетки: пот не портил платья, а кожа не страдала от раздражения.
Также для устранения неприятных запахов платья проветривали и вывешивали на солнце. Отдельные пятна пытались оттереть песком и сухой щеткой. Если такой способ не помогал, то на месте пятна мастерицы вышивали новый рисунок. Случалось, что портные распарывали платье и заменяли грязный элемент чистым отрезом ткани. Королева такие платья не надевала, а отдавала фрейлинам или другим придворным дамам.
Лишь в 19 века австрийская императрица Елизавета Баварская, несмотря на богатство, покажет миру, что одно платье можно «выгулять в свет» больше одного раза, а дамы со всего мира подхватят этот тренд.
Многие платья королевы Сиси стали экспонатами музеев и частных коллекций по всему миру. За их состоянием тщательно следят реставраторы, специализирующиеся на работе с тканями. Главный враг старинных платьев – моль. А средняя стоимость одного наряда составляет около 54 тысяч долларов.