А вот его произведение о мухе, нашедшей денежку, было оценено критиками весьма негативно. Надежда Константиновна Крупская считала, что его никак нельзя рекомендовать к прочтению и даже пыталась запретить.
Запрет издания
Свою «Муху-Цокотуху» Корней Чуковский написал в 1924 году и считал самым весёлым, музыкальным и удачным детским произведением. Каково же было его удивление, когда именно эту сказку запретили в 1925 году к изданию. Вместе с «Мухой-Цокотухой» хотели отправить на полку и «Тараканище», но с него запрет сняли. А вот сказку о непоседливой Мухе, нашедшей денежку и решившей устроить именины, сочли тогда слишком фривольной.
Чиновница Главного литературного управления, которую Корней Иванович называет в своём дневнике «тов. Быстрова», объяснила писателю свою позицию схожестью главной героини сказки с принцессой, а комарик в её глазах, соответственно, оказался принцем. Возмущению писателя не было предела! Он пытался переубедить чиновницу, приводил вполне разумные аргументы, но закончилось дело ещё большими обвинениями. Товарищ Быстрова усмотрела крамолу ещё и в рисунках, дескать, слишком уж близко стоят комарик и муха друг ко другу, да ещё при этом и флиртуют.
На этом у Корнея Чуковского аргументы закончились, он лишь удивился тому, что некоторые «официальные лица» могут считать советских детей столь испорченными, что они могут усмотреть «несоветское» поведение в простой иллюстрации к сказке. Впрочем, тогда писатель ещё не знал, что спустя два года, когда развернётся против него целая травля, «Муха-Цокотуха» станет ещё одним брошенным в него камнем. Очень резко выскажется в адрес писателя и его произведений Надежда Константиновна Крупская, организатор и главный идеолог советского образования и коммунистического воспитания молодёжи, соратница и вдова Владимира Ленина.
Мещанская сказка
В 1927 году вокруг личности писателя и всего его творчества развернулась очень бурная дискуссия. И вдруг Корней Иванович узнал о том, что его сказки вообще и «Муха-Цокотуха» в частности – это ничто иное, как воплощение идеологии вырождающегося мещанства. Самое печальное, что все выступления против писателя активно поддерживала Надежда Крупская.
Именно она открыто и резко критиковала его произведения. По мнению Надежды Константиновны, его историю про Муху вообще нельзя было допускать к детям, потому что она якобы отражает сочувствие кулакам и их идеям, и вызывает в подрастающем поколении неверие в торжество и силу коллектива в целом и коллективной деятельности в частности. А уж восхваление мещанских ценностей и кулацких накоплений в «Мухе-Цокотухе» достойно только всяческого порицания.
Впрочем, критике подверглись почти все детские произведения Корнея Ивановича. В «Литературной газете» публиковались разгромные статьи, письма от литераторов, писателя обвиняли даже в том, что он иронизирует над рабочим классом всего лишь из-за строк: «А нечистым трубочистам стыд и срам, стыд и срам!» И вообще вся критика сводилась к якобы мелкобуржуазной позиции писателя, которая вредит советским детям.
Корнею Ивановичу даже пришлось отречься от собственных сказок и дать торжественное обещание в той же «Литературной газете» написать и представить на суд общественности «правильную сказку» - «Детскую колхозию». Правда, обещание своё он так и не сдержал, а разбавить голоса критиканов смог только Максим Горький, поддержавший писателя и выступивший в его защиту. Исключительно благодаря его участию весёлые и яркие сказки Корнея Ивановича всё же увидели свет. Заступничество Горького спасло и самого писателя, ведь финал его после двухлетней травли на страницах центрального издания мог быть совсем печальным.
Стихи и сказки Корнея Чуковского вошли в историю детской литературы и стали любимыми для нескольких поколений детей. Но никто даже не догадывался о том, сколько боли пришлось перенести самому писателю, который даже в самые сложные времена продолжал создавать потрясающие произведения.