Она могла бы построить блестящую кинокарьеру, но для нее на первом месте всегда оставались другие ценности. Ей было отведено всего 60 лет жизни, и в памяти близких, коллег и поклонников она осталась невероятно светлым и самоотверженным человеком.
Детство и юность Алла Балтер провела в Киеве. Ее отец был актером и выступал на сцене Театра им. Леси Украинки. Дочь пошла по его стопам, окончила драматическую студию при театре и начала выходить на одну сцену с отцом. Через 4 года она переехала в Ленинград и стала актрисой Театра им. Ленинского комсомола. Там и произошла встреча, которая изменила всю ее жизнь. Эммануил Виторган стал не только ее партнером по сцене, но и самым главным человеком в жизни.
Одна судьба на двоих
Они играли двух влюбленных в спектакле «Вестсайдская история». О романтических отношениях оба даже не задумывались, ведь у них на тот момент были семьи. По иронии судьбы, первого мужа актрисы тоже звали Эммануил, он был вратарем футбольного клуба «Таврия». Виторган был женат и растил дочь. Но те чувства, которые появились между актерами, заставили их разрушить свои семьи.
Это решение далось им обоим очень непросто. Алла признавалась: «Я страдала, хотела все время убежать. Я вообще была девушкой, которая меньше всего ожидала от себя, что станет разлучницей. Я любила, я ждала, но говорила все наоборот: нужно все остановить, исчезнуть, испариться куда-нибудь…». Виторган очень переживал из-за того, что оставляет маленькую дочь, но своей дальнейшей жизни без Аллы Балтер уже не представлял.
Их с Виторганом считали одной из самых красивых пар отечественного кинематографа. О них часто говорили: во Франции есть Ален Делон и Роми Шнайдер, а у нас – Эммануил Виторган и Алла Балтер, вот только они не расстались, как французские коллеги. В 1971 г. пара переехала из Ленинграда в Москву. Их знала вся страна, но совместная жизнь актеров не была похожа на вечный праздник. Когда у них родился сын Максим, они ютились в общежитии Театра им. К. Станиславского. И только в 40 лет Эммануил Виторган получил квартиру. Но материальные сложности никогда их не пугали и не обременяли.
Именно жена предсказала мужу успех в профессии и толпы поклонниц, когда Виторган однажды сказал: «Наверное, популярности у меня уже никогда не будет». А вот Алла в этом никогда не сомневалась. Признание действительно пришло к ее супругу далеко не сразу, свои самые известные роли в кино в фильмах «Благочестивая Марта», «Ларец Марии Медичи», «Чародеи» и др. он сыграл только после 40 лет. Возможно, доказать свою творческую состоятельность и добиться успехов ему удалось во многом благодаря тому, что в него все это время вселяла уверенность его жена.
В тени знаменитого мужа
А вот актерский талант самой Аллы Балтер так и остался недооцененным. Стоящие предложения от кинорежиссеров ей поступали довольно редко. Даже когда Виторган превратился в одну из самых ярких звезд советского кино, он никогда не позволял себе просить у режиссеров роли для своей жены. Она сыграла очень мало киноролей – всего 16 за 30 лет. Самыми известными из них стали врач в «Степени риска», манекенщица Ляля в фильме «Следствие ведут Знатоки», Дениза в фильме «Ларец Марии Медичи» и Тамила Бартош в сериале «Каменская».
Сама актриса по этому поводу не переживала – в театре ее талант всегда был востребован, и на экранах она часто появлялась в телеспектаклях. К тому же самой главной для нее всегда была роль жены и матери, а успехам мужа и сына она радовалась больше, чем своим собственным.
В театре ее считали законодательницей мод и стиля. Ею любовались, восхищались, ей многие подражали. У нее был безупречный вкус. Ни плохое самочувствие, ни бытовые проблемы никак не отражались на ее внешнем виде – Алла Балтер всегда великолепно выглядела. Ее коллега Ольга Прокофьева о ней говорила: «Аллочка – эксклюзив, эталон. Для нее ухоженность – это норма, а красота и шарм – образ жизни. Она была такой светлой и чистой!»
Ее называли одной из самых красивых советских актрис, но ей это не льстило. Алла Балтер расстраивалась каждый раз, когда после спектакля вместо комплиментов по поводу ее актерской игры ей восхищенно говорили: «Какая вы красивая!» Но никто, увидев ее впервые, не мог удержаться от этих слов. Даже с годами ее красота не увядала, и когда ей исполнилось 60 лет, в это невозможно было поверить. В театре ее все называли Аллочкой – просто язык не поворачивался обращаться к ней по имени-отчеству.
Вместе до последнего вздоха
Когда у актрисы начала болеть спина, она поначалу не придала этому большого значения. К сожалению, все оказалось намного серьезней, чем она думала, – это был рак позвоночника. 3 года супруги вместе боролись за ее жизнь. Алла Балтер не хотела, чтобы ее жалели, а потому никто, кроме близких, поначалу не знал о ее беде. Позже Виторган корил себя за то, что не смог спасти жену, которая в свое время спасла и поставила на ноги его самого после того, как у него диагностировали рак легких. Актриса перенесла 3 операции, Виторган нашел для нее лучших врачей и в Москве, и за рубежом, но все усилия оказались тщетными.
Свой последний спектакль актриса играла в мучительных болях, но никто из зрителей не догадывался об этом. Актриса проходила такие процедуры, после которых люди с трудом могли передвигаться, а она приезжала в театр и выходила на сцену. Даже тогда, когда уже не могла стоять на ногах, и коллеги держали ее под руки. В марте 2000 г. зрители в последний раз увидели ее на сцене, а в июле Аллы Балтер не стало.
Эммануил Виторган позже рассказал о том, что даже во время их последнего диалога с женой они обсуждали спектакль – актриса до последнего вздоха не теряла надежды и строила планы на будущее, как она выйдет из больницы и изменит одну сцену со своим участием. В палате она всегда улыбалась, чтобы ни муж, ни сын не догадывались о том, как ей тяжело.