Освятил Андрей Первозванный
Монастырь расположен на маленьком полуострове. Попасть в обитель можно, преодолев Рдейское лесное болото, причем только с одного направления – с остальных сторон этот кусок леса окружен водой Рдейского озера. Полуразрушенный высокий собор в псевдорусском стиле – единственное, что осталось от комплекса зданий.
По данным историков, монастырь был построен примерно в XVII веке. Тогда в этом месте существовали два деревянных храма. На месте одного из них, сгоревшего в 1700-м, заложили двухэтажный – из камня, с колокольней. Написанная специально для этой церкви икона Успения Богоматери стала святыней монастыря. В ней хранились частицы мощей семи святых мучеников.
Согласно информации, изложенной в очерке М. Полянским (XIX в.), Рдейский остров благословил сам апостол Андрей Первозванный, посетивший его по пути из Киева на Валаам.
Увы, уже в 1764 году мужскую Рдейскую пустынь было велено упразднить. Земли монастыря изъяли в счет госказны, а всё имущество передали в соседние обители. Церковь Успения сохранилась и стала приходской. Однако поскольку храм находился в значительном отдалении от населенных пунктов, постепенно приход перевели в одну из местных деревень, а потом он был закрыт.
Помог московский купец
В 80-х годах XIX века местный прихожанин, купеческий сын Усинин (впоследствии – иеромонах Арсений), обратился к состоятельным землякам с письмом, в котором просил их помочь в восстановлении Рдейской пустыни. На призыв откликнулся известный московский купец Александр Мамонтов. К этому времени он уже был немолод и сильно болен в результате перенесенного горя (умерла жена). Купец обратился к Богу и искал утешения в вере. В одном из писем Усинину он так пояснил свое желание помочь: «Глас народа – глас Бога».
В 1883 году при содействии Мамонтова приход снова перевели в церковь Успения бывшего Рдейского монастыря. А еще четыре года спустя указом Святейшего Синода монастырь здесь снова открылся – теперь уже как обитель с училищем для малолетних детей. Купец Мамонтов пожертвовал на богоугодное дело шесть тысяч рублей – немалые по тем временам деньги. Затем он регулярно финансировал строительство обновленного монастыря.
В конце позапрошлого века здесь располагались, помимо церкви Успения, деревянные часовня и жилой корпус, еще один полукаменный корпус (также жилой), баня и множество хозяйственных построек. В их числе были, например, прачечная и каретный двор.
В 1893 года это место стало именоваться Успенской Рдейской общежительной пустынью.
Почему московский купец так настойчиво хотел возродить обитель в такой глуши? Есть мнение, что тому было, как минимум две причины. Во-первых, поблизости не было монастырей. Во-вторых, «спрятанная» в лесу обитель вполне отвечала условиям уединенной иноческой жизни христиан, желающих отдалиться от мирской суеты и полностью посвятить себя Богу.
Шли годы и церковь постепенно пришла в аварийное состояние. Поэтому в 1898-1902 гг. (опять же при содействии Мамонтова) здесь было возведено новое каменное здание Успенского собора. Проект разработал академик А. Каминский.
Собор был оформлен сразу в нескольких стилях, его украшала декоративная ковка. Использовались дорогие материалы – например, иконостас был изготовлен из мрамора.
Настоятеля и игуменью расстреляли
К несчастью, 1917 год нарушил благополучие монастыря. В это смутное голодное время в рядах послушниц начались волнения, а потом и бунт – три монахини восстали против игуменьи. Дошло чуть ли не до анархии. Бунтовщиц изгнали, но порядок в обители так и не восстановился. Однако монастырь еще продолжал существовать, до 1930-х годов тут шли службы.
В 1937 году (по другим данным, в 1934-м) арестовали последнего местного настоятеля – иеромонаха Димитриана (Савельева). Забрали его в начале декабря. В конце декабря – расстреляли. Собор разграбили безбожники, и лишь чудом уцелели мраморное обрамление иконостаса и частично польская плитка с изображением голубых цветов.
На Рдейской земле известны свои новомученики. Помимо последнего священника пустыни Иоанна Белоликова, расстрелянного в 1937-м, к ним также отнесены трое его братьев – как и он, погибших от рук большевиков. Была расстреляна и последняя игуменья обители – 70-летняя старица Филарета.
А еще старожилы говорят, что в годы Великой Отечественной войны здесь замучили и убили последнюю монахиню монастыря, которую называли Голубушка. Якобы партизаны советские заподозрили ее в предательстве.
Ещё есть шанс его возродить
Постройки бывшего монастыря в годы войны изрядно пострадали. Каменный собор постепенно лишился кровли, дверей, окон. В последующие годы декор, плитка и другие фрагменты здания разворовывались местными жителями и приезжими.
В последние годы появилось немало желающих возродить это святое место. При содействии Новгородской епархии, благотворительного фонда и неравнодушных ценителей православной старины храм стали потихоньку восстанавливать.
Некоторые православные монастыри, как и эта обитель, поражают своим расположением. А скальный Сумельский монастырь в Крыму уникален еще и способом возведения. Советуем прочитать, почему монастырь Панагия Сумела считают черноморской святыней и какое сокровище там хранилось