Риджионализм: романтическое течение в американской живописи с ярко выраженным патриотическим подтекстом
396
просмотров
Риджионализм — американское искусство, воспевающее красоту простой провинциальной жизни. Почему оно пришлось по вкусу и простым американцам, и профессиональным критикам.

Риджионализм (от английского regional — «местный») — это течение в американской живописи и графике 30-40-х годов ХХ века, для которого характерно реалистичное изображение бытовых сцен из жизни жителей сельской местности и небольших провинциальных городков. Основной целью приверженцев риджионализма было создание подлинного американского искусства, основанного на традициях академизма и неоклассицизма.

Риджионализм. Грант Вуд. Картина «Американская готика», 1930

Риджионализм по своей художественной направленности имеет много общего с социальным реализмом, в обоих случаях героями произведений являются простые люди. Но риджионалисты в своих картинах отображали окружающую действительность в духе патриотизма и романтизма, а не с критической точки зрения, как это принято у социальных реалистов.

Риджионализм. Джон Стюарт Карри. Картина «Крещение в Канзасе», 1928

История риджионализма

Риджионализм в американской живописи сформировался в период Великой Депрессии в начале 1930-х годов, когда страна переживала острейший экономический и социальный кризис. Но предпосылки для зарождения этого течения появились несколькими десятилетиями ранее.

Риджионализм. Грант Вуд. Картина «Осенняя пашня», 1931

Начало ХХ века в мировом изобразительном искусстве ознаменовалось появлением большого количества революционных авангардистских течений. Радикальные художественные идеи находили воплощение в новых стилях, смело бросавших вызов консервативному академизму:

  • фовизме;
  • дадаизме;
  • кубизме;
  • супрематизме;
  • сюрреализме;
  • унизме;
  • экспрессионизме;
  • футуризме.
Риджионализм. Эдна Рейндел. Картина «Ферма на винограднике Марты», 1931

Но центром революционных изменений в те годы была Европа, а в США продолжали господствовать консервативные культурные нравы. Большинство американских художников отказывались принять устои авангардизма, они призывали коллег объединить усилия для создания собственного искусства, основанного на традиционных американских ценностях.

Риджионализм. Грант Вуд. Картина «Дочери революции», 1932

Начало Великой Депрессии послужило мощным толчком к реализации идеи возвращения к идеалам подлинной Америки. На фоне всеобщей неуверенности людей в завтрашнем дне, картины риджионалистов, изображающие спокойную жизнь провинции, были тепло приняты публикой.

Риджионализм. Томас Харт Бентон. Картина «Персефона», 1939

Выставка 1930 года в Институте искусств Чикаго стала отправной точкой триумфального появления риджионализма в американской живописи. На этом мероприятии, помимо произведений десятков других авторов, были выставлены работы трех главных идеологов нового течения:

  • Гранта Вуда (Grant Wood);
  • Томаса Харта Бентона (Thomas Hart Benton);
  • Джона Стюарта Карри (John Steuart Curry).
Риджионализм. Джон Стюарт Карри. Картина «Трагическая прелюдия», 1940

Главным открытием выставки стала картина Гранта Вуда «Американская готика». Критики захлебнулись в восторге, описывая ее достоинства, а зрители толпами устремились в зал, чтобы воочию увидеть подлинное американское искусство. Высоких оценок также удосужились произведения двух других художников-риджионалистов.

Риджионализм. Джон Роджерс Кокс. Картина «Серый и золотой», 1942

С этого момента риджионализм приобрел огромную популярность в США. Патриотические картины его последователей помогали простым американцам вернуть веру в себя и в уникальную самобытность своей Родины. На волне успеха Грант Вуд даже основал в родном штате Айова художественное поселение Stone City, где начинающие живописцы могли практически бесплатно обучаться основам изобразительного искусства. Но из-за недостатка финансирования эта школа просуществовала всего 2 года, а затем была закрыта.

Риджионализм. Эндрю Уайет. Картина «Зима 1946 года», 1946

На протяжении всех 1930-х годов риджионализм оставался на главенствующих ролях в американском искусстве. Но с началом Второй мировой войны публика постепенно утратила к нему интерес, так как вследствие случившихся кровавых событий произошла кардинальная переоценка ценностей в американском обществе.

Риджионализм. Томас Харт Бентон. Мурал «Архелой и Геркулес», 1948

В 1942 году умер Вуд, в 1946 — вслед за ним отправился в иной мир Карри. Оставшийся в живых Бентон отошел от активной общественной деятельности и начал вести спокойную размеренную жизнь, работая в собственной студии. В США наступили новые времена в изобразительном искусстве — возник абстрактный экспрессионизм.

Риджионализм. Эндрю Уайет. Картина «Мир Кристины», 1948

Самые известные художники-риджионалисты

Среди множества достойных представителей уникального течения американской живописи можно по праву выделить четыре знаковых имени. К числу самых известных художников-риджионалистов принадлежат:

  • Грант Вуд — автор самой знаменитой картины, написанной в стиле риджионализма. Его кумиром в живописи был великий голландский мастер Ян ван Эйк (Jan van Eyck), у которого Вуд позаимствовал превосходную четкость своих художественных образов.
  • Томас Харт Бентон — живописец, снискавший себе славу не только написанием картин, но и созданием огромного количества красочных фресок. По иронии судьбы, Бентон, будучи яростным противником авангардного искусства, стал учителем одного из лучших абстрактных экспрессионистов мира — Джексона Поллока (Jackson Pollock).
  • Джон Стюарт Карри — художник, посвятивший свою жизнь воспеванию красот родного штата Канзас и жизни простых фермеров. Помимо множества картин Карри создал немало гравюр, плакатов и книжных иллюстраций в стиле риджионализма.
  • Эндрю Уайет (Andrew Wyeth) — проживший более 90 лет живописец, рано заслуживший признание критиков и публики. Уайет стал первым американским художником, награжденным одной из двух высших наград США для гражданских лиц — Президентской медалью Свободы.
Риджионализм. Томас Харт Бентон. Картина «Джоплин на рубеже веков», 1972

Риджионализм — важная часть американского изобразительного искусства. Это течение и сегодня имеет большое количество сторонников. А картины выдающихся мастеров охотно покупают на аукционах ценители живописи.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится