Русское искусство в Америке (1924)
388
просмотров
В середине 1920-х в Нью-Йорке прошла крупнейшая выставка русского искусства в США. Тогда за океан на экспозицию (и продажу) отправились лучшие творения мастеров.

Абрам Архипов

Художник Абрам Архипов отправил в Нью-Йорк пять картин, четыре из которых были проданы в ходе выставки — яркий колорит и живописные образы русских крестьянок привлекли внимание иностранцев. Одно из произведений, «Молодая крестьянка», приобрёл Клуб искусств и ремёсел. Сохранившаяся на обороте этикетка выставки позволила подтвердить участие картины в нью-йоркской экспозиции. В дальнейшем работу передали в Художественный музей Нового Орлеана, в фонде которого она находилась до 2008 года. Тогда произведение выставили на аукционе Christie’s и продали в частное собрание.

Абрам Архипов. Молодая крестьянка. 1920. Частное собрание, Москва.

Само полотно привлекает сочным красным цветом: Архипов использует все оттенки алого для изображения костюма крестьянки и декора. Картина погружает в круговорот крестьянской жизни, которая в реальности была далеко не так красочна и живописна, как на полотнах художников.

Михаил Нестеров

Михаил Нестеров также участвовал в нью-йоркской выставке. Художник был перфекционистом: кропотливо работал, по множеству раз переписывая, казалось бы, незначительную деталь. Часто Нестеров оставлял произведения незаконченными, а потом возвращался к ним, но уже на новом холсте. Некоторые из таких работ выставлялись в США: например, картина «Голова великомученицы Варвары».

Михаил Нестеров. Голова великомученицы Варвары. 1895, 1921. Собрание Н. А. Мишина, Москва.

Первоначальная версия произведения под названием «Чудо» была написана в 1895 году. В 1921 году художник переписал работу и в таком виде отправил её в Америку. После выставки в Нью-Йорке он уничтожил картину, и на том же холсте в разное время писал небольшие этюды. От полотна уцелели лишь фигура юноши и голова Варвары. Причины таких действий весьма прозаичны: образ Варвары написан с музы художника Елены Праховой. Несмотря на взаимную симпатию, история не получила счастливого конца: влюблённые так и не смогли быть вместе.

Валентин Серов

Ещё один участник американской выставки — Валентин Серов, выдающийся ученик Ильи Репина. Серов ещё при жизни приобрёл популярность не только в России, но и за границей: его работы выставлялись в Париже, Дрездене, Мюнхене, Венеции. Одно из отправленных на выставку в Нью-Йорк произведений — «После Куликовской битвы» — создавалось для оформления зала Москвы в Историческом музее.

Валентин Серов. После Куликовской битвы.

Работа так и не была закончена художником из-за множества комментариев и замечаний со стороны Учёного совета Исторического музея. Помимо графических эскизов Серов написал три живописных варианта, один из которых отправил в Америку. В Нью-Йорке полотно было приобретено, однако в 1992 году его вернули в Исторический музей: одна из зарубежных компаний преподнесла её в дар.

Пётр Кончаловский

Пётр Кончаловский был сезаннистом и испытывал сильное влечение к Европе: он потрясающе говорил по-французски, выезжал на этюды в Италию со своим тестем Василием Суриковым, был одним из основателей художественного объединения «Бубновый валет», члены которого вдохновлялись новой французской живописью. В раннем периоде художник стремился выразить праздничность цвета при помощи конструктивности цвета Поля Сезанна. Однако известен он стал благодаря своим натюрмортам, исполненным в стиле близком аналитическому кубизму и фовизму.

В Америку Кончаловский отправил почти 20 своих работ, созданных в начале 1920-х: портреты, пейзажи, натюрморты и ню. На одном из представленных портретов изображён Александр Вишневский — актёр, с 1898 года состоявший в труппе Московского художественного театра. Вишневский сыграл роли во многих чеховских пьесах — «Чайке», «Дяде Ване», «Трёх сёстрах». Актёра отличали сильный голос и видная фигура, которую умело запечатлел Кончаловский.

Пётр Кончаловский. Портрет Александра Леонидовича Вишневского. 1921. Музей-заповедник «Абрамцево».

Исаак Бродский

В Америку Исаак Бродский, один из главных представителей соцреализма, отправил восемь картин, одна из которых — «После дождя» — была приобретена во время передвижной выставки в Бирмингеме.

Когда произведения приехали в Бирмингем, в городе не было своего музея. Но выставка русского искусства вызвала большой интерес публики, что побудило патронов и местных экспертов совместно выбрать одну из картин из экспозиции для приобретения. Этим полотном оказалась работа Бродского «После дождя» — она должна была стать первым экспонатом будущего музея.

Формально произведение было куплено в редакцию газеты The Birmingham News, а хранилось в публичной библиотеке. Спустя месяц после приобретения полотна в библиотеке случился пожар, однако работу эвакуировали при первом же появлении дыма — газеты радостно сообщали о её спасении. Сегодня картина Бродского висит в залах администрации библиотеки, но посмотреть её можно в каталоге выставки.

Команде Музея русского импрессионизма удалось частично восстановить выставку середины 1920-х годов и собрать знаковые произведения, которые сегодня хранятся в музейных и частных собраниях России и мира. Результатом этой работы стала выставка-исследование «Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924», которая пройдёт с 16 сентября по 16 января в Музее русского импрессионизма.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится