Современному зрителю ее манера, запечатленная на некачественной немой пленке, может показаться несколько примитивной, однако именно эта женщина предопределила вектор развития классического женского балета. Так в чем же ее секрет, и как удалось внебрачной дочери банкира и прачки добиться успеха?
Рождение звезды
Согласно записей петербургского госпиталя, девочка появилась на свет 12 февраля 1881 года в семье прачки и отставного солдата Матвея Павлова. Однако также существует версия, основанная на воспоминаниях семьи финансиста, что Анна - внебрачный плод любви между банкиром Лазарем Соломоновичем Поляковым и простой прачкой. В пользу этой версии говорит тот факт, что девочка воспитывалась в этой семье вместе с его сыновьями, а впоследствии Поляков финансировал ее дальнейшее образование. Однажды в 5 лет ей довелось увидеть балет «Спящая красавица». Увиденное настолько потрясло ее, что выбор дальнейшей судьбы был предрешен: девочка только и грезила о танцах на сцене. Когда ей исполнилось десять лет, ее мечта получила развитие: она была отдана в Императорское театральное училище. В 18 лет, успешно сдав экзамен, она получила приглашение войти в состав труппы Мариинского театра.
«Павлова 2-я»
Не сказать, что молодая балерина сразу оказалась в центре внимания. В то время на сцене Мариинки блистали Пьерина Леньяни, Матильда Кшесинская, Ольга Преображенская и Тамара Карсавина. Великий балетмейстер Мариус Петипа в своих мемуарах называет ее «Павлова 2-я» (существовала и более старшая балерина Варвара Павлова, ее однофамилица) и отзывается о ней как об одной из перспективных учениц. Анне удалось миновать участь стать артисткой кардебалета. Уже в сентябре 1899 года ей доверили исполнить па-де-труа в балете «Тщетная предосторожность».
В дальнейшем Павлова стала если не примой, то по крайней мере «афишной» балериной, которая танцевала яркие партии в классических балетах. В разные годы она блистала в «Жизели» и «Спящей красавице», была звездой постановок «Дон-Кихота», «Дочь фараона», «Корсара», «Лебединого озера» и «Царь Кандавл». Танцуя небольшие, но яркие балетные зарисовки, Анна в 1906 году добилась звания балерины. Да-да, в Российской империи это было именно заслуженное звание, которого добивались лишь лучшие из дансерок (от слова danse - танец) или танцорок, как их еще называли.
Единомышленники, или Успешное сотрудничество
Классическая исполнительская манера Анны Павловой дополнялась работой и над характерными танцами. Ее репертуар украшали уральская плясовая из постановки «Конек-горбунок», испанский панадерос для балета «Раймонда» и испанский танец фанданго из «Кармен». Своим успехом балерина обязана работой с лучшими хореографами, например, с Александром Горским. Но наилучшим стал тандем с артистом балета и балетмейстером Михаилом Фокиным. И хотя Фокин боготворил своего учителя Мариуса Петипа, однако весьма решительно отстаивал свою точку зрения на постановку танцев.
Ведь для него балет был не только симбиоз декораций, музыки и пластики, но и выражение эмоций, отражение души через движение тела. Михаил был лишь на год старше Анны. Вместе с талантливой ровесницей и ученицей они создали один из танцев - дивертисмент «Виноградная лоза», который получил одобрительные отзывы. Впоследствии Фокин придумал для Анны Павловой и другие номера, например, «Танец со змеей», исполняемый с настоящим живым гадом, или «Танец семи покрывал», включенный в балет «Эвника».
Появление знаменитого «Лебедя»
Как вспоминал Михаил Фокин, создание миниатюры под названием «Лебедь» для для балерины заняло буквально несколько минут. Анне Павловой требовался номер для выступления на вечере благотворительности. В результате зрители увидели грациозную красавицу в пачке, украшенную оторочкой из лебяжьего пуха. Грациозная птица в ее исполнении плыла по сцене спокойно и умиротворяюще, поражая плавностью движений. В то время ее лебедь еще не был «умирающим» - это немного позже балерина привнесла в танец дополнительную экспрессию, связанную с неожиданной кончиной птицы. Да и костюм лишь впоследствии дополнили камнем цвета крови, пришпиленным к груди.
Эмиграция и мировая слава
Участие в «русских сезонах» Дягилева сделало Анну Павлову известной в Европе. Она получила несколько заманчивых предложений, а после разногласий с антрепренером, продвигавшим своего любимчика Вацлава Нежинского, покинула основную труппу. Однако сотрудничество не прекратила: исполнила главную роль в новой постановке балета «Жизель» в Великобритании. Павлова продолжила гастролировать, но уже создав собственный коллектив. Она колесила между континентами и странами, уже самостоятельно сочиняя лирические миниатюры. Памятуя о небывалом успехе «Лебедя», Анна создает по его примеру «Бабочку», «Стрекозу» и др. Собственный уникальный стиль и чувственная техника становятся ее визитной карточкой и залогом успеха. Балерина навсегда поселяется в Англии, а Россию посещает в последний раз в 1914 году.
Секрет балерины
Так в чем же главный секрет успеха балерины? Тоненькая девочка-подросток, представшая перед взорами вступительной комиссии Императорской академии, поразила экспертов изумительной красотой стройных ножек. Однако их смутила излишняя худоба - в те времена была мода на балерин были «в теле», а их танец - лишь способ продемонстрировать аппетитные формы. К тому же мускулистым итальянкам, которым подражали все, были подвластны многие технические приемы, в особенности «стальной носок». Анна с ее удлиненными руками и ногами и высоким подъемом не владела виртуозной техникой, поэтому очень переживала из-за своих «недостатков». Но именно ей суждено было передать на сцене очарование романтических балетов.
Не зря Александр Серов в одной из афиш для дягилевских сезонов в Париже выбрал ее летящий арабеск - в моду входил модерн с его увлечением хрупкой невесомой изломанностью линий. Представьте, что же пришлось пережить «гадкому утенку», прежде чем стать уникальным «Лебедем»! Все, кто с ней работал, отмечают невероятную требовательность и работоспособность балерины. В детстве ей приходилось превозмогать физическую боль, чтоб оказаться «достойной» мускулистых сокурсниц, в юности - обрести собственный стиль и доказать его жизнеспособность, а в зрелости - превозмогая усталость, давать по 8-9 представлений в неделю, работая без выходных и порой в жутких условиях. Думаем, вы смогли понять, насколько нелегко дается красота и легкость на сцене.
Анна Павлова умерла в 49 лет, простудившись в холодном танцевальном зале во время очередной репетиции. Ее похоронили в Гааге. Поговаривают, что последней просьбой балерины было увидеть свой легендарный наряд, в котором она танцевала прославленного «Лебедя».
А вот ещё одна балерина "разбила" сердце известного художника Пабло Пикассо. Более того, она повлияла на жизнь своего мужа. И осталась для всех самой Ненавидимой супругой художника.