Она действительно «гостья из прошлого»
Надо сказать, Данлоп действительно жила не в свою эпоху. Искусствоведы относят ее к представителям «Движения искусств и ремесел». Это художественное направление возникло в Великобритании в середине XIX века, в те славные дни, когда набирала обороты промышленная революция, чадили фабрики, грохотали поезда, уродливые и пугающие… Новорожденное индустриальное производство, казалось, приносило только разочарования – некрасивые вещи, чудовищные условия труда, безрадостная реальность, удушающий смог. Художники (в основном близкие братству прерафаэлитов), противоборствуя ужасу действительности, решили сами создавать вещи – по-настоящему красивые. Они заимствовали ремесленные технологии, известные со средневековья, стремились вернуться к образу жизни средневековых ремесленников, а образный ряд их работ навевал мысли о жизни короля Артура… или эльфов из древних сказаний. Растительные орнаменты, простота и изысканность, ручной труд, мотивы давно ушедших времен… Все это вполне применимо и к работам Сибил Данлоп.
Однако она родилась в 1889 году – буквально за несколько лет до появления изысканного ар нуво с его криволинейными формами, а работала в те годы, когда другие ювелиры прославляли скорость, динамику и агрессию ар-деко. Хотя гильдии и сообщества, следовавшие принципам «Движения искусств и ремесел», официально существовали с 1870-х по 1910-е годы, некоторые исследователи считают Arts&Crafts не только стилем, объединяющим работы нескольких художественных групп, но и особой философией дизайна. В Европе подобные «романтические» течения в искусстве прекратили существование после Второй мировой, однако в Великобритании последователей «Движения искусств и ремесел» можно было найти вплоть до 1970-х годов. И мало кто в ювелирном искусстве разделял эту идеологию с такой страстью, как Сибил Данлоп.
Ее часто путают с другой художницей – Дорри Носситер
Украшения Dunlop практически не маркировались и не подписывались, поэтому атрибутируют их обычно по оригинальным коробкам – или предполагают авторство, опираясь на особенности стиля. Из-за сложностей атрибуции часто случаются недоразумения, например, работы Данлоп нередко путают с украшениями Дорри Носситер. Обе они учились в Брюсселе примерно в одно и то же время, работали в один и тот же период, и вещи, созданные ими, очень похожи – те же крупные формы, поделочные камни, серебро, растительные мотивы, эклектичность и историзм.... Однако Носситер всегда тяготела к плавным и витиеватым формам ар нуво, тогда как Данлоп создавала более строгие украшения, навеянные кельтским средневековьем. Если броши Сибил Данлоп охотно примерила бы супруга короля Артура, то Носситер творила скорее для настоящих фей и дриад.
Ее талант погубила Вторая мировая война
Почти все работы ювелирной марки, созданные при участии Сибил, появились в 1920-1930-х годах – известно, например, что собственную студию она открыла в Лондоне примерно в 1920 году. По воспоминаниям современников, она, одетая весьма экстравагантно – в кафтан средневекового кроя и меховые сапоги – руководила мастерской уверенно и решительно. Вести бухгалтерию она доверила бывшей медсестре, которую все называли «няня Фрост».
Спустя несколько лет после открытия под началом Сибил трудились уже четверо мастеров, и лучшим из них был серебряных дел мастер Уильям Натансон. Помимо украшений, мастерская также выпускала серебряные ложки и даже посуду. Огранку камней Сибил доверяла только швейцарским и немецким мастерским, известным непревзойденным качеством работы.
С началом Второй мировой войны мастерская Dunlop временно прекратила свое существование. Временно – потому что после войны Уильям Натансон, отслуживший в пожарной бригаде, вернулся к работе и руководил ювелирным брендом Dunlop вплоть до 1970-х годов. Но… уже без Сибил. Ей суждено было прожить еще много лет, но заниматься любимым делом она уже не могла из-за серьезных проблем со здоровьем, усугубившихся в годы войны. Стиль Уильяма Натансона отличался от того, что создавала Сибил, хотя он использовал типичные для нее приемы и образы, любимые ею материалы и некоторые исторические техники – например, ренессансные эмали. Но все же его украшения были лишены того старинного очарования, которое отличало работы Сибил Данлоп, и выглядели более современно. Разумеется, наибольшую ценность для коллекционеров представляют именно украшения Dunlop 1920-1930-х годов.
Главный ее шедевр – «ковер из драгоценных камней»
Сибил Данлоп придумала особую технику создания украшений, напоминающую византийскую мозаику или витраж. Камни специфической огранки необычных форм – полумесяцы, треугольники, шевроны, когти, - устанавливались в ячейки с тонкими серебряными перегородками. Таким образом, они крепились очень близко друг к другу, что создавало впечатление настоящей россыпи драгоценных камней (большинство из которых, все же, были полудрагоценными и поделочными - халцедон, хризопраз, лунный камень, аметист, агат, кварц и опалы).
К середине 1930-х «ковер из драгоценных камней» стал использоваться при изготовлении широких браслетов, ожерелий, брошей. Естественно, многие ювелиры заимствовали этот прием, и, когда не удается четко атрибутировать авторство изделия с «ковром из драгоценных камней», его описывают как «выполненное в стиле Данлоп». Изделия марки Dunlop, усыпанные камнями разных форм и размеров, сегодня уходят с аукционов за пятизначные суммы.