Да, наша планета прекрасна и удивительна, на ней много мест от созерцания красоты которых, захватывает дух. Как уловить и отобразить всё это бесконечное природное великолепие? Есть фотографы, которые мастерски улавливают нужный момент и ракурс — это победители Международного конкурса «Пейзажный фотограф года». На их художественных снимках мы можем оценить сполна, каким богатством нас наделил Творец.
Пейзаж в фотографии, как в живописи, (от французского слова «paysage» и «pays», что в переводе означает «местность») - самостоятельный жанр, в котором главным объектом для изображения является природа: леса и поля, горы и моря, и другие её объекты и проявления. Именно такие снимки оценивают на этом конкурсе.
Судейская коллегия конкурса, безусловно, является весьма важной частью процесса. Для того, чтобы поддерживать баланс не только национальностей, полов и стилей съёмки, каждый год приглашается прошлогодний победитель. Такая практика даёт возможность сохранить одинаковый количественный состав судей и современность подхода.
В 2019 году жюри конкурса рассмотрело 3403 заявки от 840 фотографов. Как из такого количества прекраснейших фотографий судьи выбрали лучших из лучших? В этом году проходной барьер был 85,2%. По словам организаторов, сотни снимков набрали баллы выше 80% и могут смело разместиться рядом с фотографиями-победителями в книге, которая публикуется коллегией в этом году.
После тщательного изучения всех представленных снимков, шесть судей, включая победителя 2018 года, Адама Гиббса, приняли трудное решение. Международным фотографом-пейзажистом 2019 года стал Олег Ершов из России.
Конкурсом предусмотрена серия наград в следующих номинациях: «Лучшая фотография года», «Лучший фотограф года». Также в этом году есть пять специальных тематических наград: «Дикая природа в ландшафте», «Абстрактная антенна», «Снег и лёд», «Одинокое дерево», «Небесное облако». Победители этих категорий должны получить денежные призы в размере 10 000 долларов США.
Организаторы конкурса всем призёрам дарят метровый отпечаток их конкурсного снимка от высококлассной фотолаборатории и экземпляр ежегодной книги «Награды». Фотографы для участия в этом конкурсе должны были соблюсти определённые условия. Изображения должны быть фотографическими, то есть снятыми с помощью камеры. Ограничений на использование таких функций, как HDR, тональное отображение, клонирование, композиты, фокусировка, и другие, не было. Только весь спектр работ должен произвести сам фотограф лично. Привлечение редакторов или иных помощников не допускается.
Чтобы сделать столь эффектный пейзажный снимок, придётся изрядно потрудиться. Можно без особого труда увидеть потенциальную красоту местности, но вот передать её в полноте благолепия — совершенно другое дело. Особенно с учётом того, что эту местность снимали уже тысячу раз. Ведь нужно отыскать возможность сделать не просто фото, а уникальный кадр.
Панорамные виды бывают столь захватывающе масштабны, что порой уместить их в одно фото очень сложно. Можно, конечно, использовать широкоугольный объектив, но картинка, в этом случае, уменьшится в размерах, а всё величие пейзажа просто потеряется. Для этого опытные фотографы-пейзажисты используют другой метод — они концентрируют композицию снимка вокруг одной из самых ключевых, интересных точек ландшафта.
С одной стороны, таким образом местность и вид остаются узнаваемыми, а с другой, представляют увиденное под совершенно иным углом.
Беда всех фотографий прекрасных памятников архитектуры, например, в том что они совершенно одинаковые. Их снимают, в основном, из одних и тех же точек. Специальные смотровые площадки помогут вам сделать прекрасный снимок, но он не будет уникальным.
Поэтому лучше походите подольше, но найдите интересную позицию. Сделайте свой снимок в непривычном ракурсе и вы будете поражены результатом. Так и с пейзажными фото. Нужно потратить время, чтобы найти именно ту точку, с которой получится идеальное художественное изображение, не как у всех.
Есть много изображений пляжей или горных хребтов. Но вот как их снять по-новому? Фотографы берут на первый план ветви деревьев, которые окружают ландшафт, или что-либо другое, присутствующее в пейзаже. Такие фотографы — настоящие исследователи.
Чуткий фотограф может подобрать освещение так, что пейзаж, в разное время, при разном освещении, выглядит по-разному. Погодные условия тоже призываются на помощь.
Все эти тонкости имеют очень важное значение для получения уникального, особенного снимка. Иногда нужно потратить кучу времени, ожидая подходящего момента, но вознаграждением за терпение будет подлинное произведение фотографического искусства.
Фотографов много. Среди них масса хороших. Но мало тех, чьё обострённое чувство прекрасного, терпение и чутьё, позволяют запечатлеть природную красоту в идеале. Когда смотришь на такой снимок, просто выдыхаешь со смесью восторга и сожаления: «Я там был, но ТАК снять не смог».
Конечно, полученное изображение нужно ещё правильно обработать. Тут важно не только умение и профессиональное чутьё, но и чувство меры. Естественное изящество прекрасного пейзажа важно не загубить излишними эффектами. Природа настолько прекрасна и удивительна, очень хочется поймать и зафиксировать в вечности ускользающий миг. Умелый фотограф в состоянии уловить ту неповторимую красоту момента, где воедино сливаются и захватывающий пейзаж, и подходящее освещение, и тот самый уникальный ракурс.
Вообще, если мы говорим о фотографиях природы, то для того, чтобы сделать хороший кадр, человек должен не только быть хорошим фотографом. Природу надо очень любить и понимать. Уметь разглядеть её потрясающую красоту, быть наблюдательным и внимательным.
Во всех пейзажах, вне зависимости от того, что на них изображено – есть одно общее явление, имеющее над зрителями и фотографом особую власть - это небо. Огромное разнообразие неба – облачного, грозового, ясного, раскрашенного лучами закатного или рассветного солнца... Небо позволяет снимать разнообразные по эмоциональной нагрузке фотографии с одного и того же места.
Не менее любимая для съёмки пейзажей и вода – реки, моря, озера. Особый интерес представляет тёмная фактура воды, передающая различные настроения; окрашенная «солнечной» или «лунной» дорожками вода, может подарить зрителю ощущения ночи или вечера, а при различном освещении водоёмы могут создать эффект как тёплого, так и холодного дня.
Горы привлекают фотографов своим непередаваемым величием и картинной красотой горных хребтов. Кристально чистый воздух, природная игра света и тени придают снимкам особенную прелесть.
Часто фотографы настолько удачно используют специальные фильтры, что на снимке присутствует несколько планов глубины пространства. Таким способом, всего лишь изменив яркость и угол съёмки, ярко освещённый солнцем лес можно превратить в загадочную тёмную полосу.
Чтобы передать соответствующее настроение каждого времени года, важно использовать не только солнечные дни. Пасмурная погода, туман, дождь, снег могут дать немало интересных кадров.
Глубину снимаемого фотографом пространства и его масштаб можно передать с помощью присутствия на снимке какого-нибудь объекта. Зритель подсознательно будет сравнивать ближние и дальние объекты.
Конечно, любой объект на пейзажных фото должен быть расположен на фоне природы так, чтобы не привлекать к себе основную долю внимания. Правило состоит в том, что любой не относящийся к природе объект, должен просто оживить пейзаж, привнести в него нечто новое и важное. При этом не став чем-то лишним. Ведь всё это не должно отвлекать от естественной красоты окружающей природы и ни в коем случае, нужно не дать, чему-то кроме природы, приобрести статус центрального.
Самое главное соблюсти святое правило: все объекты на фотографии не должны друг другу мешать. Они должны просто добавлять эффектности.
Если вы интересуетесь художественной фотографией, прочтите нашу статью о слепом фотографе, который покорил мир своими фантастическими снимками.