Судьбы актеров фильма «Туманность Андромеды»: из-за чего не смогли снять продолжение советских «Звездных войн»
501
просмотров
8 ноября исполняется 78 лет актрисе Татьяне Волошиной. Единственной главной ролью в ее фильмографии стала Низа Крит в «Туманности Андромеды». Экранизацию романа Ивана Ефремова то называли вершиной советской кинофантастики, то критиковали за высокопарные фразы о светлом будущем.

Изначально она была задумана как трилогия, но в итоге была поставлена только первая ее часть. Дело в том, что исполнитель одной из главных ролей преждевременно ушел из жизни, и проект закрыли. А позже его коллега эмигрировала из СССР. Настоящая интрига развернулась за кадром этого фильма.

Советский крестный отец «Звездных войн»

Советский крестный отец «Звездных войн» Кадр из фильма *Туманность Андромеды*, 1967

В основу сценария фильма Евгения Шерстобитова лег сюжет одноименного романа всемирно известного советского писателя-фантаста и ученого-палеонтолога Ивана Ефремова. Его романы «Час быка» и «Туманность Андромеды» стали бестселлерами не только в СССР, но и в США. Знаменитый американский режиссер Джордж Лукас не раз говорил о том, что на создание знаменитой космической киносаги «Звездные войны» его вдохновила советская научная фантастика.

Режиссер говорил о том, что большое впечатление на него произвел советский фантастический фильм «Планета бурь». Во время своего визита в СССР он даже хотел встретиться с его режиссером. А чаще всего проводят аналогии между «Звездными войнами» и «Туманностью Андромеды». Главная причина этого – сходство имен главных героев: Дар Ветер у Ивана Ефремова и Дарт Вейдер у Джорджа Лукаса. На этом основании некоторые критики даже обвиняли его в плагиате, а советского писателя называли крестным отцом «Звездных войн»!

Кадр из фильма *Туманность Андромеды*, 1967

Экранизация задумывалась как трилогия, и первая ее часть должна была называться «Туманность Андромеды. Часть 1. Пленники Железной звезды». Но этот фильм в итоге стал единственным. Причин было несколько. Во-первых, все средства, выделенные для съемок трилогии, ушли на постановку масштабной первой части.

Во-вторых, в показанном утопическом мире будущего увидели аллюзии на Советский Союз как зашедшей в тупик цивилизации. Ну а официальным поводом закрытия проекта стал преждевременный уход актера, исполнившего роль того самого героя по имени Дар Ветер. Без участия Сергея Столярова уже невозможно было представить продолжение «Туманности Андромеды».

Сергей Столяров

Сергей Столяров Актер Сергей Столяров в юности

Сергей Столяров начал сниматься в кино еще в середине 1930-х гг. Первую громкую популярность ему принес фильм «Цирк». Но после того, как репрессировали директора картины и главного оператора и убрали их имена из титров, актер отказался прийти на премьеру фильма. Из-за этого его почти 20 лет не снимали на «Мосфильме». Зато он стал настоящей звездой «Союздетфильма» – Столяров превратился в «главного богатыря» киносказок «Руслан и Людмила», «Василиса Прекрасная», «Илья Муромец», «Садко» и др.

Сергей Столяров в фильме *Цирк*, 1936

Фильм «Садко» получил приз на Международном кинофестивале в Венеции. А Сергей Столяров произвел такое впечатление на европейскую публику, что после этого его упомянули в перечне звезд кино мирового масштаба во французском журнале «Синема». Он стал единственным советским актером, который тогда попал в этот рейтинг.

Сергей Столяров в фильме *Садко*, 1952

А вот на родине его заслуги долгое время не признавали. Роли положительных героев в советских фильмах ему не доверяли, в отрицательных при своей внешности былинного богатыря он не был органичен. В 1960-х гг. он мало снимался, и его уволили из Театра киноактера из-за того, что он не выполняет положенную норму. Роль Дара Ветра в «Туманности Андромеды» стала его последней киноработой.

Сергей Столяров и Вия Артмане в фильме *Туманность Андромеды*, 1967

После этого он не мог продолжать сниматься из-за серьезных проблем со здоровьем. Когда у актера начала опухать нога, поначалу он не придал этому большого значения. К сожалению, во время обследования ему поставили диагноз, который не оставлял надежд на выздоровление. В 1969 г. Сергей Столяров ушел из жизни в возрасте 58 лет, так и не узнав о том, что через несколько дней ему присвоили звание Народного артиста РСФСР. А на продолжении «Туманности Андромеды» пришлось поставить крест.

Вия Артмане

Вия Артмане Вия Артмане в фильме *Родная кровь*, 1963

Роль Веды Конг исполнила Вия Артмане – одна из самых красивых и популярных латвийских актрис советского кино. Всесоюзная популярность пришла к ней в 34 года, когда она сыграла главную женскую роль в фильме «Родная кровь». Тогда ее назвали лучшей актрисой года по результатам опроса читателей «Советский экран».

Вия Артмане в фильме *Туманность Андромеды*, 1967

Долгое время у себя на родине она была национальной гордостью, ее называли «Мать Латвия». Ее успех закрепили главные роли в фильмах «Туманность Андромеды», «Времена землемеров» и «Театр». А после распада СССР в ее жизни началась черная полоса. В свое время она была кандидатом в ЦК Компартии Латвии, и ее обвинили в измене национальным интересам.

Кадры из фильма *Театр*, 1978

В театре она осталась без ролей, в кино не звали. По закону о реституции у нее отобрали квартиру и отдали ее наследникам бывшего владельца. Актрисе пришлось переехать на дачу в 40 км от Риги, где она и провела последние годы. Одна из самых известных в 1960-х – 1970-х гг. актрис была предана забвению. Она испытывала серьезные финансовые трудности и тяжело болела. После третьего инсульта ее жизнь оборвалась.

Николай Крюков

Николай Крюков Николай Крюков в фильмах *Необыкновенное лето*, 1956, и *Последний дюйм*, 1958

Еще одна главная мужская роль в «Туманности Андромеды» досталась Николаю Крюкову. На момент съемок ему было уже 52 года, но до этого он сыграл всего 2 главные роли, а в его кинокарьере были долгие вынужденные простои. Выступать на театральной сцене и сниматься в кино он начал еще во второй половине 1930-х гг., но его стремительный взлет прервала война.

Николай Крюков в фильме *Туманность Андромеды*, 1967

Он выходил на сцену в блокадном Ленинграде, пока не потерял силы от истощения. В начале 1942 г. театр эвакуировали в Пятигорск, но через полгода город был оккупирован немцами. Актеры продолжали выступать на сцене, пока их не вывезли в Германию. Из-за того, что Крюков работал на оккупированных территориях, после возвращения на родину его не принимали ни в один из московских и ленинградских театров. В кино ему тоже путь был закрыт.

Николай Крюков в фильмах *Долгая дорога в дюнах*, 1980, и *Остров сокровищ*, 1982

В 40 лет актер начал свой творческий путь практически с нуля. Он выступал в провинциальных театрах, а на съемочную площадку смог вернуться только после 1953 г. Когда ему исполнилось 43 года, его наконец приняли в штат киностудии «Ленфильм». Несмотря на это, Николай Крюков стал одним из самых популярных и востребованных советских актеров. Он снимался до последних дней и сыграл более 100 ролей в кино.

Ладо Цхвариашвили

Ладо Цхвариашвили Ладо Цхвариашвили в фильме *Туманность Андромеды*, 1967

В образе Мвена Маса зрители увидели 37-летнего грузинского актера Ладо Цхвариашвили. До этого он окончил студию при Театре им. Марджанишвили и выступал на сценах грузинских театров. В кино он сыграл всего 10 ролей, самыми яркими из которых стали главные герои фильмов «Туманность Андромеды» и «Сокровища пылающих скал».

Татьяна Волошина

Татьяна Волошина Татьяна Волошина в фильме *Туманность Андромеды*, 1967

Роль астронавигатора, врача-биолога Низы Крит, досталась Татьяне Волошиной – выпускнице театральной студии при Московском ТЮЗе. Она только завершила учебу и в «Туманности Андромеды» сыграла свою первую – и единственную – главную роль. После этого она сыграла еще 6 эпизодических ролей, и на этом ее путь в кино завершился. В начале 1990-х гг. актриса эмигрировала в Австрию, и о ее дальнейшей судьбе нет никаких сведений.

Татьяна Волошина в фильме *Туманность Андромеды*, 1967

В наши дни эти произведения не теряют своей актуальности: 4 советские фантастические книги, из которых получились бы крутые блокбастеры.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится