Святой Патрик и миссионерство
744
просмотров
Совместив христианство с элементами язычества, он смог массово крестить жителей Ирландии.

Святой Патрик — такой же всемирно известный символ Ирландии, как, например, трилистник или герои местного фольклора лепреконы. О жизни святого, правда, известно совсем немного. За многие века фигура Патрика обросла таким количеством легенд и интерпретаций, что учёные не могут договориться даже о самых базовых фактах его биографии. А некоторые из специалистов уверены, что святой Патрик — это и вовсе собирательный образ. Как бы то ни было, именно ему удалось распространить христианство по всей Ирландии.

Роковое похищение

Согласно самым популярным версиям историков, святой Патрик родился в конце IV века — где-то в промежутке между 373 и 390 годами. На родине, в римской Британии, его знали под именем Мэвин Суккат. Мэвин рос в обеспеченной семье дьякона. Судя по всему, он получил не самое качественное образование и в подростковом возрасте не проявлял большого интереса к религии. О тогдашнем равнодушии Мэвина к богословию повествуется и в «Исповеди» — автобиографичном апологетическом тексте, который написал на латыни сам святой Патрик.

Жизнь Мэвина, согласно его же рассказу, круто изменилась в шестнадцатилетнем возрасте. Его похитили разбойники и вместе с другими пленными отправили в Ирландию. Там вдали от цивилизации его заставили работать пастухом. Мэвин провёл в рабстве целых шесть лет и, как ни удивительно, позже вспоминал о периоде пленения как о важнейшем в его формировании. В одиночестве он много молился, думая, что похищение — это кара за неверие в юности. В попытках бежать домой юноша побывал в ещё одном шестидесятидневном рабстве, но в конечном итоге ему всё-таки удалось добраться до римской Британии.

Римская империя в Британии.

Как утверждает святой Патрик в своей «Исповеди», в тот период у него начали возникать видения. Сначала, рассказывал святой, бог указал ему на необходимость вернуться домой, а затем Мэвин услышал голос ангела, призывающего вернуться в Ирландию и заняться там религиозным миссионерством. Многие годы по возвращении Патрик посвятил религии. Историки предполагают, что несколько лет он провёл в Галлии, где изучал богословие, получил сан дьякона и имя Патриций (Патрик). Вернулся в Ирландию он, судя по всему, уже в сане Епископа.

Ирландия до святого Патрика

В те времена по всей Ирландии было распространено язычество. Жившие в той местности кельты поклонялись множеству богов и богинь и были анимистами, то есть одушевляли природные объекты и явления. Друиды — местные жрецы — верили в переселение и перевоплощение душ. Важным элементом этих верований было внимание к потустороннему миру, который находился под землёй или где-то далеко на западе.

Вопреки распространённому мнению, святой Патрик не был первым, кто принёс христианство в Ирландию. Он направился в те края с двойной миссией: как обратить в свою веру язычников, так и помогать уже жившим там христианам. Согласно хроникам, незадолго до прибытия святого Патрика папа Целестин I направил в Ирландию епископа Палладия. Ему надлежало помогать немногочисленным местным христианам. По неизвестным причинам Палладий не справился со своей миссией, и тогда в Ирландию направился святой Патрик.

Изображение Святого Патрика.

Именно с личностью Палладия связана теория «двух Патриков», которую в 1940-х годах выдвинул ирландский академик Томас О’Рахилли. Учёный предположил, что многие легенды и традиции, которые позже стали связывать со святым Патриком, на самом деле касались его предшественника Палладия. О’Рахилли предложил называть этих исторических личностей «Патрик Старший» и «Патрик Младший». Такая концепция давала объяснение в том числе широкому разбросу дат смерти святого в ирландских анналах — от 461 до 492 года и даже позже.

Повсеместная христианизация

На протяжении десятилетий после прибытия в Ирландию Патрик обращал её жителей в христианство. В «Исповеди» он рассказывает о тысячах крещений. Учёные предполагают, что одна из причин успеха миссии Патрика связана с его продуманной тактикой. Он общался с королями Ирландии и дарил им подарки, стараясь обратить их в христианство в первую очередь. Таким образом крестить остальных жителей становилось гораздо проще.

Хорошие знания ирландского языка и культуры помогли Патрику включить элементы традиционных верований в уроки христианства. Вместо того, чтобы пытаться жёстко искоренить исконно ирландские верования, он, наоборот, внедрял их в христианские традиции. Например, он разрешал разжигать костры во время празднования Пасхи, потому что ирландцы привыкли почитать богов огнём. Святой Патрик также наложил христианский крест на круг — символ солнца — и создал то, что сейчас называется кельтским крестом. Почитание этого символа казалось ирландцам тех времён более естественным.

Мозаика с изображением Святого Патрика.

Хоть Патрик был человеком не самым образованным, он осознавал важность распространения своих идей через обучение. Примерно в 450 году он основал в ирландском городе Арма первую на всю Ирландию христианскую школу. Судя по Анналам четырёх мастеров — средневековым хроникам истории Ирландии — святой Патрик открыл в общей сложности около 600 церквей и крестил более 120 тысяч человек. Кстати, по преданию, именно Патрик изгнал из Ирландии всех змей — они там действительно не водятся.

Главный символ

Принято считать, что святой Патрик умер 17 марта, но точный год так и остался загадкой. Достоверно не известно и место смерти, но принято считать, что он захоронен в соборе Святой Троицы в Даунпатрике. Один из главных атрибутов святого Патрика по сей день — это клевер, и не случайно. По преданию, он обучал Ирландцев доктрине Святой Троицы, показывая лист клевера. Бог триедин подобно тому, как трилистник вырастает на одном стебле, объяснял святой Патрик. Сейчас трилистник является уже не только национальным символом, но и зарегистрированной торговой маркой Ирландии.

Собор Святой Троицы в Даунпатрике.

Святого Патрика почитают и католики, и православные, ведь он жил задолго до церковного раскола в 1054 году. Христианским праздником День святого Патрика был провозглашён в начале XVII века. Во многих странах мира его принято отмечать 17 марта, а вот в Русской православной церкви празднования приходятся на 30 марта — ту же дату, но по старому стилю. В этот день проходят парады и фестивали, а их участники облачаются в зелёные костюмы. Верующие приходят на церковные службы. А в прошлом веке особенно укоренилась традиция отмечать день святого Патрика в пабах, владельцы которых красят в зелёный цвет даже пиво.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится