Яркая и смелая Тамара Лемпицка стала одной из немногих женщин, заработавших значительное состояние, рисуя картины на заказ. Талантливый живописец, светская львица и поклонница эпатажа, она искусно сочетала в своих работах кубизм, классицизм и маньеризм. Как расчетливый менеджер, умело просчитывала запросы публики, жаждущей интриг и скандалов, и писала ошеломительные портреты женщин, возбуждая интерес к своему творчеству слухами об интимных связях с моделями.
Биография Тамары Лемпицкой
Тамара Лемпицка столь искусно приукрасила некоторые факты биографии, что даже для самых дотошных исследователей ее творческой жизни они остаются загадкой. Достоверно известно, что 16 мая 1898 года в семье адвоката Бориса Гурвича-Гурского и Мальвины Деклер родилась дочь Мария. Предполагается, что произошло это в Москве, хотя художница рассказывала всем, что ее родной город — Варшава. После ухода отца из семьи, воспитанием девочки занялась польская бабушка Клементина, всячески баловавшая внучку и возившая ее на отдых в Европу.
Тамара Лемпицка увлеклась живописью после поездки в Италию. В первой половине 1910-х гг. переехала к состоятельной тетке в Санкт-Петербург, поступила в Академию художеств, ходила в театры и посещала великосветские балы. На одном из них встретилась с адвокатом Тадеушем Лемпицким, за которого вышла замуж и родила в браке дочь Марию Кристину (Кизетту).
В 1917 году Тадеуша арестовала ЧК. Лемпицка добилась освобождения мужа из застенков, оформила выездные документы, вывезла родных из России и осела в Париже. В эмиграции Тадеуш не смог найти достойную работу и запил, а содержанием семьи занялась Тамара. Она решила усовершенствовать навыки рисования и записалась в ученики сначала к Морису Дени (Maurice Denis), а потом к Андре Лоту (André Lhote). Именно под руководством Лота, пропагандировавшего обновление искусства через новые формы экспериментальной живописи, Тамара освоила грамотное сочетание прогрессивных способов изображения реальности с устоявшимися академическими традициями рисунка. И выработала собственный стиль.
Манера Лемпицкой легко узнаваема — это смелый коктейль классицизма и кубизма с изображением статных фигур с правильными линиями, четкой геометрией, чистой и живой палитрой. Портреты выполнены в нарочито-холодном, но невероятно чувственном стиле, с огромной дозой эротизма. Учитывая, что в творческом Париже талантливых художниц было в избытке, предприимчивая Тамара «продвигала» свое имя эпатажем. Приделала к фамилии частичку «де», представилась полькой и завела много полезных знакомств: направо-налево крутила романы, причем как с мужчинами, так и с женщинами.
Тадеушу не нравились успех и интрижки супруги, а Тамара не принимала вечное пьянство и безделье мужа. Они разошлись, официально оформив развод в 1928 году. К этому времени на волне эмансипации и популярности ар-деко художница прославилась и разбогатела, перед ней открылись двери лучших домов Парижа, а заказчиков было не сосчитать. Тамара Лемпицка в тот период часто выставляется, получает призы и много путешествует.
А в 1934 снова выходит замуж. Барон Кюфнер, очарованный Лемпицкой, сделал ей предложение и согласился на ультиматум — свободный брак без скандалов на почве ревности. В результате они счастливо прожили долгие 30 лет. Когда в Европе началась Вторая мировая война, предусмотрительная Тамара уговорила мужа продать всю недвижимость и активы, и переехать в Америку. В Лос-Анджелесе все пришлось начинать с нуля. Тамара завела новые знакомства, посещала светские мероприятия, освоила сюрреализм и авангардизм. Интерес публики к ар-деко, с которым прочно ассоциировалось имя Тамары Лемпицкой, угасал. Художница изредка писала портреты на заказ, но основной доход ей приносило оформление интерьеров. Тем временем дочь повзрослела и вышла замуж, Кюфнер умер от сердечного приступа, а Тамара поселилась у Кизетты, чтобы присматривать за внуками.
В 1970-х общество вновь всколыхнула любовь к ар-деко и к картинам Лемпицкой. Коллекционеры покупали ее работы за бешеные деньги, но стареющая Тамара, охладев к живописи, уехала в Мексику, где ее ждали вечная весна и новая любовь в лице Виктора Контрераса (Víctor Contreras), молодого мексиканского скульптора. Тамара Лемпицка оставила этот мир 18 марта 1980 года так же экстравагантно, как и прожила в нем: выполняя последнюю волю матери, дочь развеяла ее прах над вулканом Попокатепетль.
Самые известные картины Тамары Лемпицкой
Яркие картины Тамары Лемпицкой украшают многие частные коллекции видных деятелей культуры, например, Джека Николсона (Jack Nicholson), Барбры Стрейзанд (Barbra Joan Streisand) и Мадонны (Madonna). Среди самых лучших работ художницы:
- «Сон (Рафаэлла на зеленом фоне)» (1927) — картина вывела Тамару Лемпицку в первую десятку самых дорогих художниц мира.
- «Портрет Тадеуша Лемпицки»(1928) — один из немногих мужских портретов. Лемпицка оставила картину недописанной — на левой руке отсутствует обручальное кольцо.
- «Женщина с мандолиной» (1929) — оригинальное название «Музыкантша» (La Musicienne). На картине изображена подруга и любовница художницы Ира Перро.
- «Автопортрет в зеленом Бугатти» (1929) — произведение, написанное для обложки женского журнала «Die Dame», стало иконическим изображением Тамары Лемпицкой.