Темпера: какие секреты хранит техника живописи с тысячелетней историей
430
просмотров
Темпера — древняя техника живописи, в которой для создания художественных образов используются водорастворимые краски на основе сухих порошковых пигментов и натуральных или искусственных эмульсий. Темперой в изобразительном искусстве также принято называть непосредственно сами водоэмульсионные краски различных видов. Эта живописная техника была самой популярной в мировом искусстве на протяжении нескольких тысячелетий, вплоть до изобретения масляных красок в XV веке.
Темпера. Джозеф Саутхолл. «Подмена письма», 1909

Темпера издавна считалась универсальной техникой живописи. Ее повсеместно использовали не только для написания картин, но и при создании фресковых росписей, и в иконописи. В наши дни, благодаря появлению новых видов темперных красок на основе полимерных эмульсий, эта техника вновь востребована среди художников.

Виды темперы

Темпера древних мастеров по своему химическому составу значительно отличается от современных красок данного типа. Существует 5 основных разновидностей этих художественных материалов:

  • яичные;
  • казеиново-масляные;
  • акриловые;
  • поливинилацетатные;
  • воско-масляные.
Темпера. Икона. «Спас вседержитель. », VI век

Основой для приготовления яичной темперы служит куриный яичный желток. Этот натуральный ингредиент смешивают с водой в отношении 1:3 или с белым вином в пропорции 1:2. К полученной эмульсии добавляют:

  • красящий пигмент;
  • несколько капель уксуса (для замедления процесса окисления желтка);
  • небольшое количество ароматной природной смолы (для получения приятного запаха краски).
Темпера. Никколо Семитеккио. «Двое христиан перед судьями», 1367

Казеиново-масляную темперу промышленным способом изготавливают из отбеленного льняного масла и натурального или синтетического белка — казеина, а также красящего пигмента. Для предотвращения образования плесени в состав краски добавляют антисептик — фенол.

Темпера. Андрей Рублев. «Спас из Звенигородского чина», 1410

В акриловой темпере связывающим веществом служит особая водорастворимая акриловая смола. Этот полимер характеризуется повышенной устойчивостью ко многим негативным природным факторам: перепадам температуры, сильным морозам, воздействию солнечных лучей.

Темпера. Сандро Боттичелли. «Мадонна Евхаристии», 1470

Основой для создания поливинилацетатной темперы является водная эмульсия ПВА. Она обладает ярко выраженным связующим эффектом и очень быстро высыхает после нанесения на поверхность.

Темпера. Рафаэль Санти. «Святое семейство», 1507

Воско-масляная темпера по своему химическому составу является самой сложной разновидностью данных красок. Для ее промышленного производства используют смесь из множества разных компонентов, в их число также входят:

  • натуральный пчелиный воск;
  • дистиллированная вода;
  • органические смолы;
  • растительное масло.

История темперы

История темперы, по самым скромным оценкам специалистов, насчитывает более четырех тысячелетий. Еще в Древнем Египте неизвестные мастера использовали ее для росписи погребальных саркофагов фараонов. Многочисленные образцы старинной живописи обнаружены археологами в Индии и на Ближнем Востоке, до наших дней сохранились фрески Древнего Рима и Греции.

Темпера. Альбрехт Дюрер. «Алтарь Вознесения Марии», 1511

В христианской европейской культуре темперные краски длительное время оставались основным материалом в станковой и монументальной живописи. Их повсеместно использовали для росписи храмов в Византийской Империи и изготовлении икон. Оттуда техника распространилась по всей Восточной и Западной Европе. Этому способствовали несколько факторов:

  • доступность основных ингредиентов;
  • относительная простота рецепта приготовления красителей;
  • длительная сохранность художественных изображений на разных типах поверхностей.
Темпера. Антонио да Фабриано. «Святой Иероним в кабинете», 1541

Безраздельное господство темперы в Европе завершилось лишь в начале XV века, когда великий голландский художник Ян ван Эйк (Jan van Eyck) усовершенствовал масляные краски. Уже в начале XVI века масло стало основной художественной техникой в большинстве европейских государств. Только в России темпера сохранила за собой пальму первенства в среде изобразительного искусства вплоть до конца XVII столетия.

Темпера. Уильям Блейк. «Призрак Блохи», 1820

К началу XIX века темперные краски очень редко использовали художники разных стилей и жанров. Первым попытался возродить к ним интерес англичанин Уильям Блейк (William Blake). Но его работы не пользовались особым успехом у публики и были по достоинству оценены только через полвека после смерти мастера. Более успешно возрождали старинную технику назарейцы и прерафаэлиты — представители двух заметных течений европейской живописи викторианской эпохи.

Темпера. Фридрих фон Шадов. «Сыновья Иакова приносят ему известие о гибели Иосифа», 1817

Но полноценное возвращение темперы в мировую живопись состоялось уже в середине ХХ века, благодаря бурному развитию химической промышленности. В это время появилось множество новых полимеров и были изобретены удобные для использования типы темперных красок на основе искусственных материалов. В наши дни уникальная техника живописи вновь занимает достойное место в мировом искусстве.

Темпера. Эндрю Уайет. «Мир Кристины», 1948

Достоинства и недостатки темперы

У современных темперных красок много очевидных преимуществ. Среди них особенно выделяются:

  • Возможность использования разнообразных художественных приемов (нанесение краски тонким слоем, лессировка и пастозное письмо).
  • Повышенная стойкость к воздействию влаги, УФ-лучей и перепадов температуры.
  • Хорошая водопроницаемость (краска не препятствует испарению избытка влаги со стены после росписи).
Темпера. Ремедиос Варо. «Выход», 1961

К основным минусам техники можно отнести высокую скорость высыхания и незначительное изменение оттенков цвета созданного изображения со временем.

Известные художники, творившие в технике темперы

Среди самых знаменитых художников эпохи Ренессанса, создавших в технике темперы великие шедевры мировой культуры, есть множество громких имен. Но автор этой статьи хочет отдать дань уважения другим живописцам, которые возродили популярность старинной техники уже в наше время. Среди них:

  • Джозеф Саутхолл (Joseph Edward Southall) — ведущий мировой живописец-темперист конца XIX — начала XX века. Английский художник большую часть жизни посвятил возрождению древней техники, много экспериментировал и добился не только признания у критиков, но и громкого коммерческого успеха у публики.
  • Ремедиос Варо (Remedios Varo) — знаменитая испанская сюрреалистка, автор множества картин с глубоким философским смыслом. Мастер создания волшебных образов мифических существ.
  • Эндрю Уайет (Andrew Wyet) — яркий представитель регионализма в американской живописи. Обладатель многочисленных государственных наград за заслуги перед искусством.
  • Пьетро Аннигони (Pietro Annigoni) — ярый последователь классических традиций в живописи и непримиримый противник авангардного искусства. Уникальный мастер романтического портрета второй половины ХХ века.
Темпера. Пьетро Аннигони. «Герцогиня Девонширская», 1955

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится