В истории Бхагата не будет душещипательных сюжетов вроде «мальчик из бедной индийской деревни всегда мечтал создавать красоту». Семья Вирена была знаменита в среде индийских ювелиров уже целое столетие. Его прадед происходил из рода торговцев драгоценными камнями, сам был преуспевающим ювелиром в Гуджарате, а затем перебрался в Мумбаи, решив расширить бизнес. Вирен вырос в обеспеченной семье. Каждое утро его приветствовало солнце над Аравийским морем. Правда, отец его был бунтарем – выбрал карьеру художника и педагога изобразительного искусства, а Вирен всегда был особенно привязан к отцу. Тот открывал ему тайны искусства, в доме всегда было полно картин, репродукций, альбомов… Однако, когда Вирену было десять, его отец был вынужден принять бразды правления старым семейным бизнесом, вскоре превратившимся в успешную ювелирную мастерскую «Bhagat Brothers» рядом с оперным театром в Мумбаи.
В тринадцать лет Вирен добровольно вызвался помогать отцу. Иногда он заменял продавцов, но чаще проводил время в мастерской, наблюдая за созданием ювелирных шедевров. Правда, при всей своей любви к этому делу, поначалу он и не думал о карьере дизайнера. Вирен получил экономическое образование, планировал заниматься финансовыми делами мастерской… да только дела эти шли все хуже и хуже. Отец Бхагата был уже немолод и не находил в себе сил держать бизнес на плаву. Тридцатилетний Вирен, не желавший расставаться с семейным делом, перебрался в Кувейт и устроился в ювелирный магазин своего дяди.
А затем состоялась его судьбоносная встреча с Джанни Булгари – основателем того самого бренда Bulgari. Во время одной из поездок Вирен Бхагат оказался в Риме и зашел в ювелирный магазин с вывеской Bulgari – частично из интереса, частично для изучения ассортимента и цен. Именно в это время бренд выпустил коллекцию украшений с индийскими мотивами. Вирен был поражен, обрадован, влюблен и раздосадован одновременно. Разве индийские ювелиры не могут продвигать свою культуру так же – громко, дорого, роскошно? Разве не должны украшения быть национальной гордостью его родной страны?
Бхагат вырос в семье художника, однако считал, что не умеет рисовать. В конце концов, раньше он в этом почти не практиковался. Но, потрясенный увиденным в магазине Bulgari, в номере отеля он взял в руки карандаш и… набросал сразу несколько точных, дерзких эскизов украшений. Он думал тогда о Великих Моголах и их сокровищах, о красоте природы и архитектуры Индии… Бхагат послал несколько эскизов в Bulgari – не надеясь на отклик, а скорее желая показать, как выглядят «индийские мотивы», когда за дело берется сам носитель культуры. Почти сразу ему позвонил Джанни Булгари и предложил должность дизайнера. Это был невероятный успех, но Вирен… отказался. «Я не буду рисовать ни для кого другого, только для себя» - ответил он. Булгари благословил молодого дизайнера и пожелал успехов в творчестве.
Вдохновленный встречей с мэтром, Бхагат вернулся в Индию и в 1991 году, вместе с двумя своими братьями, открыл магазин-мастерскую. Так появился ювелирный дом Bhagat. Братья представляли идеальное творческое трио – Вирен занимался дизайном украшений, Бхарат – управлением и экспертной оценкой материалов, а Раджан, душа компании и любимец женщин, работал с клиентами. Братья не стремились завоевать мир – они просто хотели делать и продавать украшения. Место для магазина было не самым удачным, у него не было витрин, а цены на украшения с трудом покрывали траты на их создание. Однако Вирен решил, что не будет ориентироваться на рынок, моду, традиции. Полная свобода творчества!
И в этом был секрет успеха дома Bhagat. Они так отличались от других, так выделялись на общем фоне, так гармонично совмещали индийские традиции и западный шик, что от покупателей не было отбоя. Все, кто не находил в европейских украшениях чего-то родного, близкого, и все, кто был недоволен бесконечным самокопированием индийских ювелиров, стали верными поклонниками и поклонницами братьев Бхагат. К тому же Вирен с самого начала придирчиво относился к качеству изделий, стремился к скрытым креплениям и тонким оправам, безупречному качеству камней. Особенно он тяготеет к старым камням с классическими оттенками и точной огранкой. Сегодня лучшие камни со всего мира стекаются в его мастерскую.
Его безупречное чувство пропорций, перфекционизм и фантазия позволяли создавать украшения, равных которым не найти. Бхагат всегда стремился к качеству и высокому стилю Cartier 1920-х и 30-х годов, перенимая угловатые формы ар деко, но никогда не заимствуя напрямую. Он первым в Индии начал работать с платиной, как «высокие» ювелирные дома Европы.
Ювелирное производство постепенно расширялось, к братьям приходили новые мастера, цены на украшения росли, появлялись заказы… Так всего за три десятилетия из небольшого местного бренда Bhagat превратился в культовый ювелирный дом с огромными доходами. В то же время Bhagat – очень «закрытый» бренд. Туда нельзя просто так попасть на работу, семьи мастеров связаны с династией Бхагат уже несколько поколений. Они почти не общаются с журналистами, не делают рекламы. Вирен все так же выполняет эскизы цветными карандашами, как тогда, в номере римского отеля, его мастерская – это его дом, а семейный бизнес готовятся унаследовать двое его сыновей.
«Я горжусь, что все, что мы делаем - мы делаем в Индии», - говорит всемирно известный ювелир Вирен Бхагат в своих редких интервью.