Им украшали изысканные наряды королей и королев всей Европы, оно считалось эталоном изысканности, его обожали модницы и модники эпохи Ренессенса. Филигранное буранское кружево ручной работы и по сей день считается одной из визитных карточек Италии, наряду с муранским стеклом, изысканной кухней и романтическими каналами Венеции.
Кружево ручной работы всегда было очень дорогим удовольствием, потому как на изготовление даже нескольких сантиметров ажурного чуда уходили дни работы. Ввиду этого еще пять веков тому назад и было оно атрибутом высокого положения в обществе и богатства. Так, в XVI веке пара кружевных манжет могла стоить дороже, чем золотой браслет. История также помнит, как в день коронации Людовик XIV был одет в плащ, украшенный драгоценным кружевным воротником, сплетённым кружевницами с острова Бурано, на изготовление которого ушло более двух лет кропотливой работы и 15 метров кружевного полотна. Разумеется, что стоило это изысканное украшение его владельцу целого состояния.
К слову сеазать буранское кружево и сейчас считается одним из символов прекрасной Венеции.
Немного из истории
В семи километрах от центральной части Венеции есть маленький остров Бурано, с расположенным на нем одноименным небольшим городком, который уже не один век является центром народных ремёсел. Именно в этой местности, благодаря терпению и умению итальянских мастериц, рождается настоящее чудо — буранское кружево. Это ремесло расцвело в Бурано в эпоху Возрождения, являясь поначалу прерогативой знатных дам. Но в скором времени оно распространилось и среди других слоёв общества, в том числе в монастырях, школах, богадельнях.
Первое упоминание о буранском кружеве было найдено в венецианских документах датированных 15 веком. Hо настоящую популярность это кружево завоевало в XVI веке, когда знатные семейства, не только Италии, но и всей Европы начали использовать его для украшения своих торжественных нарядов. Начиная с той эпохи, кружево из Бурано стало настоящим эталоном богатства и изысканности.
В средневековье Венеция была законодательницей мод. Екатерина Медичи поставляла во Францию и Англию кружевные итальянские кружевные воротники, которые сразу же, став очень популярными, начали цениться на вес золота. Ими украшали одежды королевских особ, членов их семей, аристократии, а немногим позже и их придворных. Однако, если в XVI – XVII вв. ведущей страной по изготовлению кружев была Италия, то уже в XVIII веке она утратила пальму первенства, и на первое место вышли Фландрия и Франция, выпускавшие гораздо более дешевое кружево.
На королевских кружевных мануфактурах в 1665 году венецианское кружево Punto in Aria превратилось в "Point de France", таким образом началось соревнование французского и итальянского кружевоплетения. Положение усугублялось и тем, что итальянские кружевницы стали наниматься на работу во Францию, а с ними к конкурентам уходили и секреты буранского кружевоплетения.
Так, стремительное развитие французских центров кружевного производства нанесло непоправимый удар искусству итальянских кружевниц, и кружевное дело в Италии осталось делом маленьких семейных мастерских. Но слава венецианских кружев с острова Бурано, всегда оставалась и остается самой громкой.
В XIХ веке традиционно по всей Европе кружево стали плести на коклюшках, но в Бурано его по-прежнему шили с помощью иглы, причём без тканой подложки, добиваясь этим необычайной легкости, воздушности и других уникальных эффектов. Следует также отметить, что во время расцвета этого ремесла в Италии массово выпускались специальные сборники со схемами орнаментов и узоров, которыми пользовались кружевницы. Эскизы же для кружевных рисунков создавали известнейшие художники и ювелиры того времени - Чезаре Вечеллио и Бенвенуто Челлини. Именно их разработкам принадлежат новаторские решения, благодаря которым были созданы различные виды кружев, популярных и в наши дни.
В 1872 году в Бурано графиней Андрианой Марчелло была открыта школа кружевниц, ставшая впоследствии известной во всем мире. Но, к сожалению, в 70-х годах ХХ века кружевная школа в Бурано закрылась, и с 1981 года в старинном помещении действует Музей кружева.
Итальянское кружево – особенности, техника и секреты исполнения
Для начала хотелось бы отметить, что первые буранские кружева изготавливались изо льна, привозимого из Фландрии, который пряли в тончайшие нити в сырых подвальных помещениях. Потому как только большая влажность сохраняла эти нити мягкими и податливыми, подходящими для плетения кружева. Однако со временем льняное кружево грубело и становилось жестким, ломким и не пригодным для ношения. Лишь когда на смену льну пришел хлопок, мастерицы стали создавать более тонкие и мягкие кружева. С тех времен прошло пять веков, а буранским кружевом и в наши дни по-прежнему украшают столовый текстиль, постельное белье и одежду.
Что любопытно, ведь вся эта красота не требует никакого особенного оборудования — только нитка, игла и руки мастера! Венецианское кружево плетется из тонких белых ниток при помощи обычной швейной иглы. Данная техника носит название «игольное кружево». К декорируемой ткани пришивается пергамент с рисунком, по которому шьётся узор. Сначала прошивают все основные линии рисунка, простым швом, часто на швейной машинке. Это вспомогательные швы, которые потом будут удалены. Затем мелкими стежками при помощи иголки заполняется середина рисунка – гипюр. По завершении работы вспомогательные швы подрезаются, и волшебный узор повисает в воздухе. Кружевное полотно так и называется punto in aria – «Стежок в воздухе». Этот прием в кружевоплетении не позволяет спутать буранское кружево ни с одним другим кружевом в мирe.
Еще в XVI – XVII вв. были изобретены различные виды стежка: стежок узлом, кружево на сетке, или тюль, муранский стежок и игольный стежок. Постепенно геометрический узор усложнялся фигурами людей и животных. В самых дорогих образцах использовали семь различных видов плетения. Над изготовлением такого воротника или волана трудилось обычно несколько мастериц. Каждая из них делала какую-либо часть узора, а затем эти части соединялись, образуя законченную вещь.
Отличить настоящее буранское кружево от подделки не сложно, достаточно посмотреть на изнаночную сторону изделия: у кружева ручной работы изнанка состоит как бы из узелков, в отличие от гладкой изнанки изделия, выполненного на машине. Но, к сожалению, в настоящее время этим виртуозным искусством владеет не так много мастериц, потому как плетение кружев в такой технике - это кропотливая, требующая колоссального терпения и времени работа.
P.S. Древняя легенда
Вот уже много веков в народе живет легенда о возникновении буранского кружева, в которой говорится о бедном молодом рыбаке, мечтавшем взять в жены любимую девушку, но не имевшем средств, чтобы купить ей подарок. Однажды во время рыбалки в море его сети принесли русалку вместо рыбы. В обмен на то, что юноша сжалился и отпустил морскую деву, она подарила ему фату из морской пены, которую он подарил своей невесте. С того времени кружевницы Бурано стали плести кружева, стараясь не уступить в мастерстве русалке из легенды.
А вот китайские мастера-резчики свои изысканные ажурные узоры режут из слоновой кости. О секрете ажурных китайских шаров, названных «работой дьявола», читайле в нашей публикации.