Великий Антонио Гауди: как разбитая керамика стала украшением Барселоны и принесла автору мировую славу
702
просмотров
Все архитектурные объекты и сооружения в виде зданий, мостов, парков и памятников формируют лица и огромных мегаполисов, и маленьких городов. И, разумеется, во все времена в этом была огромная заслуга зодчих и архитекторов. Имена некоторых из них остались жить в веках. Одним из таковых является Антонио Гауди...

Самый необычный архитектор из когда-либо живших на земле, который создал яркое и незабываемое лицо испанского города Барселоны, благодаря изобретенной им мозаичной техники - «тренкадис». И именно он является автором одного из самых известных «долгостроев» мира, строительство которого продолжается и по сей день.

Барселона – это солнечный, веселый и яркий город, гуляя по улицам которого, не покидает ощущение, что ты попал в сказку. Особая роль в создании этой удивительной атмосферы отводится мозаичной технике, которую разработали и внедрили каталонские архитекторы–модернисты во главе с великим Гауди. «Хрупкая» керамика обрела вторую жизнь и на долгие столетия украсила собой архитектуру Барселоны.

Барселона - мегаполис на берегу Средиземного моря с населением более полутора миллионов человек и второй по величине в стране.

Антонио Гауди (1852—1926) - великий испанский архитектор, коренным образом перевернувший представление об европейской архитектуре конца XIX - начала XX века, создавший каталонский модерн и определивший облик современной Барселоны - активной, яркой и динамичной, той, которую все любят и знают. Его сооружения еще век тому назад коренным образом изменили лицо барселонской архитектуры, его удивительные и оригинальные работы и сейчас можно увидеть в центральной части крупнейшего мегаполиса на берегу Средиземного моря с населением более полутора миллионов человек.

В каком-то смысле Антонио Гауди установил настоящий рекорд. Он построил 17 строений в уникальном, только ему свойственном стиле, и целых 7 из них официально внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Также в католической церкви уже более десятка лет идёт кампания о причислении Гауди к лику святых в качестве покровителя всех архитекторов.

Семь из семнадцати сооружений Антонио Гауди официально внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Все, кто бывают в Барселоне искренне восхищаются работами этого мастера, как примером одного из самых уникальных архитектурных стилей. Здесь можно увидеть удивительные сооружения, спроектированные и построенные «в духе великого каталонского архитектора», не только более века тому назад, а и лицезреть сооружение, строительство которого будет окончено к средине, а то и к концу нашего века. Да-да, и никак не ранее... Но об этом чуть позже.

Немного из биографии знаменитого каталонца

Антонио Гауди родился в 1852 году в небольшом городке Реус в Каталонии. Он был пятым, младшим, ребёнком в семье котельных дел мастера Франсеска Гауди. Мальчик с детства страдал ревматизмом. И это не давало ему возможности играть с другими детьми. Зато он полюбил длительные одиночные прогулки, к которым будет питать пристрастие всю свою последующую жизнь. Также, еще в детстве, по признанию самого Антонио, а мастерской отца в нём пробудилось ощущение пространства и тяга к творчеству.

Антонио Гауди (1852—1926) - великий испанский архитектор, основатель каталонского модерна.

В 17-летнем возрасте Гауди переехал в Барселону, где после пяти лет подготовительных курсов был принят в Провинциальную школу архитектуры, которую окончил в 1878 году и получил диплом архитектора. К тому времени из большого семейства Гауди они с отцом остались вдвоем - все члены семьи, в том числе и мать будущего архитектора, отошли в мир иной.

К слову, Гауди никогда не был женат. Он полностью посвятил себя архитектуре и всю жизнь был один. Лишь однажды он был влюблен, но предмет его обожания не ответила взаимностью, и он с головой ушел в религию и в работу. Из воспоминаний его современников, Гауди в молодости выглядел очень респектабельно - носил дорогие костюмы, добротную обувь, его стрижка и борода всегда были безупречны. Он был гурманом, постоянно посещал театр и оперу, а строительные участки объезжал на собственном экипаже.

Входные железные ворота в Palau Gell работы Антонио Гауди. (Гауди был мастером художественного литья. Многие металлические элементы изготовлены его собственными руками.

Но уже в зрелом возрасте архитектор перестал следить за своей внешностью, неопрятно одевался и питался очень скромно. На улице его иногда принимали за нищего. А смерть архитектора и вовсе была нелепой. Однажды июньским днем 73-летний Гауди, выйдя из дома, отправился в церковь. А по дороге из-за рассеянности был сбит трамваем. Извозчики наотрез отказывались везти в больницу потерявшего сознание неопрятного, неизвестного старика без денег и документов.

А когда, наконец, Гауди доставили в больницу для нищих, ему оказали лишь примитивную медицинскую помощь. Лишь на следующий день архитектор был опознан, но его состояние к тому времени уже ухудшилось настолько, что уже ничего ему не могло помочь. Гауди скончался 10 июня 1926 года и через два дня был похоронен в крипте недостроенного им храма.

Проекты каталонского модерниста

Проекты каталонского модерниста Архитектурный шедевр Антонио Гауди – Каса-Мила.

Уже с самого начала творческой карьеры проекты Антонио Гауди отличались от работ его коллег-архитекторов креативностью и оригинальностью. Его творчество разделяют на два периода: ранние постройки и постройки в стиле национального модерна (после 1900 года). Именно на рубеже столетий Антонио выходит за пределы доминирующих исторических стилей, навсегда переселяясь в мир кривых поверхностей, чтобы сформировать собственный узнаваемый архитектурный стиль.

Архитектурный шедевр Антонио Гауди – Каса-Мила.

И хотя авторские технические приемы Гауди и относят к классическому модерну, однако фактически в своём творчестве он использовал элементы самых различных стилей, подвергая их творческой переработке. И поскольку Антонио безудержно влекли натуральные природные формы и стиль модерна, который всецело охватил все сферы искусства того времени, его архитектурные проекты стали включать в себя сложные естественные, органичные формы и пространственные конструкции: гиперболоиды, коноиды и геликоиды.

Зал Сто колонн в парке Гуэля. Антонио Гауди. Техника тренкадис.

Это и являлось одной из отличительных особенностей неповторимого стиля Антонио Гауди. Он практически отказался от прямых и ровных линий. Зодчий нередко любил говорить о том, что в природе вы не найдете ни одной прямой линии, а это значит, что в архитектуре их тоже быть не должно.

Такая теория Антонио Гауди и нашла свое отражение в кривых каменных конструкциях и сооружениях, скрученных железных скульптурах и архитектурных объектах различного назначения. Все это и является характерными чертами архитектуры Гауди. А еще архитектор украсил многие из своих строений мозаикой из цветной плитки. Этим он добавил еще одну яркую грань в свои работы.

Техника керамической мозаики - "тренкадис"

В конце XIX века керамика уже достаточно широко использовалась для оформления интерьеров и экстерьеров, но применить отделку осколками керамической плитки в виде мозаики на изогнутых поверхностях принадлежит именно Гауди.

"Скульптурная

Эта идея пришла ему на ум во время работы над проектом и строительством Парка Гуэля. Так как архитектурные проекты каталонского зодчего принципиально избегали прямых линий, архитектору необходимо было решить непростую задачу: отдекорировать керамической плиткой огромное количество изогнутых и волнистых поверхностей.

И поскольку при использовании керамической плитки на неровных участках она ломалась, архитектором было решено пустить ее осколки также в дело. Так в усадьбе Гуэль появились башенки, оформленные битыми керамическими кусочками. Этот способ так вдохновил Антонио Гауди, что он стал использовать его и в дальнейших проектах.

Парк Гуэль. Барселона.

Затем архитектор уверенно стал задействовать керамическую плитку самых разных цветов, размеров и рельефности, комбинируя в определенной тональности. Наносились мозаичные рисунки на конструкции при помощи цементного раствора из извести, песка и воды. Итог всегда превосходил все ожидания - колоритные сочетания битой цветной плитки, покрытой глянцем, производил потрясающий эффект на ярком солнце Средиземноморья.

Парк Гуэль. Барселона.

Гауди свои шедевры в технике тренкадис создавал по сути, из керамического лома, который раньше просто выбрасывали. У Гауди была договоренность с фабриками по производству плитки и посудными мануфактурами выпускающими плитку на поставку некондиционного товара, которому архитектор тут же находил применение. Если сломанной плитки и битой посуды не хватало, его помощники отправлялись на барселонские свалки и находили материал там.

Со временем техника «ломаной» мозаики Гауди получила название «тренкадис», что в переводе с каталонского переводится как «хрупкий, ломкий». Столь необычная техника давала полную свободу фантазии и позволяла создавать яркие и неповторимые композиции. Благодаря тому, что кусочки керамики уже имеют узоры и орнаменты, составленные из них мозаики многогранны и неповторимы.

Но если Гауди изобрел саму технику - то воплощением ее в жизнь в проектах архитектора занимался один из его ближайших помощников - Жозеп Мария Жужоль, благодаря таланту которого многие работы Гауди приняли свой окончательный и неповторимый облик. Так в Каталонии появился новый тип мозаики.

Техника керамической мозаики тренкадис на фасадах сооружений Антонио Гауди. Мозаика: Жозепе Марии Жужоля.

И оформление фасадов и интерьеров в технике тренкадис стало одной из «визитных карточек» Гауди. Эта необычная техника давала ему полную свободу и позволяла воплотить в жизнь самые смелые фантазии, превращая в настоящее произведение искусства все свои творения.

Sagrada Familia (Храм Святого Семейства)

Sagrada Familia (Храм Святого Семейства) Храм Святого Семейства. Барселона. Автор проекта: Антонио Гауди.

Именно об этом храме, первый камень которого был заложен с 1882 году, и шла речь в нашей публикации. La Sagrada Famlia (Храм Святого Семейства) — одна из самых знаменитых работ Гауди в Барселоне. Эта огромная базилика, строительство которой начали еще при жизни самого Гауди, почти 150 лет тому назад, а закончить планируют через 30–80 лет (по данным разных источников).

Строительство Храма Святого Семейства ведется на пожертвования прихожан.

Спросите, почему так долго? Ответ весьма прост - по решению инициаторов строительства храма финансирование работ должно выполняться исключительно за счёт пожертвований прихожан. Именно это и является одной из причин столь длительного строительства. Вторая же причина задержки строительства заключена в сложности изготовления каменных блоков, согласно проекту Гауди. Ведь каждый из них требует индивидуальной обработки и подгонки.

Необычный внешний вид храма сделал его одной из главных достопримечательностей Барселоны. По сведениям газеты El Periоdico de Catalunya в 2006 году строительство посетило 2,26 миллиона человек, что ставит объект в один ряд по популярности с музеем Прадо и дворцом Альгамбра.

В этом полутораминутном видео вы детально ознакомитесь с декоративными элементами фасада и интерьера храма. Поверьте, это потрясающее зрелище.

Casa Batll (дом Бальо)

А это еще одно творение мастера заслуживающее особого внимания. Балконы на фасаде этого здания похожи на черепа, а опоры на окнах похожи на кости. Разноцветные мозаики, которые используются для украшения стен постройки, были взяты из цветов природных кораллов.

Каса-Батльо

Дракон работы Гауди в парке Gell

Сочетание оригинального дизайна, интересных форм и ярких цветов в работах Гауди придают им воистину бесподобный вид. А вот чтобы закончить статую ящерицы в том же парке Гуэль, пришлось пожертвовать дорогим сервизом семьи Гуэль, так как нужные оттенки цвета нашлись только там. Вспомним, высказывание архитектора о том, что "природа не терпит монохромности".

Иначе, кажется, и быть не могло.

Действительно, расколотая на мелкие кусочки, казалось бы, испорченная навсегда,

Современный "ресайклинг-арт"

Иными словами, мы о говорим об искусстве из отходов, о том самом "ресайклинг-арт", о котором сейчас только и говорят, рассматривая его как "направление глобального экологического движения".

Но если термин "ресайклинг-арт" появился и стал популярным относительно недавно, то само явление, как видим, существовало уже в 19-ом веке - и появилось на свет благодаря Антонио Гауди.

В сущности, каждый может прибегнуть к приему Гауди и использовать остатки плитки, стекла и даже посуды для создания принципиально новых и очень декоративных объектов — панно, подступенек, площадок, полов, элементов мебели, садовых декоративных скульптур и вазонов, столешниц и фризов на фасадах. В общем, в любой области применения керамики есть место для техники «тренкадис», а ее художественные возможности не ограничены ничем, поскольку объединяют в себе тактильную мягкость и тепло керамики и пластичность стеклянной мозаики.

Эти качества «тренкадис» были оценены многими художниками мира, которые не смогли обойти стороной столь универсальную и декоративную технику. Вдохновленные работами Гауди, они создавали новые шедевры, трансформируя и развивая «тренкадис», используя дополнительные возможности керамических технологий.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится