Вильгельм фон Каульбах (Wilhelm von Kaulbach; 15 октября 1805 — 7 апреля 1874 гг.) — гениальный немецкий художник XIX столетия, выдающийся мастер исторического жанра в европейском искусстве. Вильгельм фон Каульбах также был талантливым создателем ксилографий, офортов, книжных иллюстраций и востребованным портретистом. Его картины и настенные росписи в наши дни украшают залы лучших музеев Германии, а биография мастера изобилует интересными фактами. Творчество живописца высоко ценили не только на родине, но и за границей, он был действительным членом целого ряда Академий искусств, в том числе, Французской, Бельгийской и Американской.
Вильгельм фон Каульбах по праву считался мудрым наставником для молодых коллег, а среди его учеников есть немало известных художников. Кроме того, значительных успехов в живописи добились его сын Герман (Hermann von Kaulbach) и племянник Фридрих (Friedrich Kaulbach).
Биография Вильгельма фон Каульбаха
Вильгельм фон Каульбах родился 15 октября 1805 года в небольшом городке Бад-Арользен в центральной части Германии. Его отец был разносторонним, но посредственным художником, который зарабатывал на жизнь написанием картин, созданием гравюр и изготовлением ювелирных украшений. Семья жила бедно, но родители, несмотря на нехватку средств, с детства поощряли увлечение сына живописью.
Первым наставником Вильгельма был отец, который обучил мальчика основам рисунка и гравюры. А в 1822 году фон Каульбаха приняли в академию искусств в Дюссельдорфе, в класс знаменитого мастера живописи Петера фон Корнелиуса (Peter von Cornelius). Спустя три года, баварский наследный принц Людвиг I предложил Корнелиусу возглавить Мюнхенскую академию искусств, и опытный художник после недолгих раздумий уехал из Дюссельдорфа, взяв с собой нескольких лучших учеников, в том числе и Вильгельма.
Под руководством наставника фон Каульбах успешно окончил обучение в академии и принял участие в нескольких масштабных художественных проектах. Он увлеченно работал над фресками для концертного зала Одеон, павильонов парка Хофгартен и залов дворца баварских правителей, но мифологический жанр не особо привлекал молодого художника. Вильгельму больше нравилась историческая живопись и он постепенно начал писать картины на эту тематику.
В 1831 году фон Каульбах женился на дочери баварского торговца Жозефине Сатнер. В этом браке у него родилось три дочери и сын, который впоследствии также стал художником. В 1835 году, после смерти старшей дочери, Вильгельм отправился в творческую поездку в Венецию, где создал множество эскизов и зарисовок, а также познакомился с творчеством великих мастеров прошлого. Вернувшись из Италии, мастер написал целый ряд картин, которые принесли ему широкую известность и привлекли состоятельных заказчиков.
В 1837 году Вильгельм фон Каульбах был назначен придворным художником баварского короля. Одновременно он получил предложение от правителя Саксонии возглавить академию искусств в Дрездене, но предпочел остаться в Мюнхене. Вскоре живописец получил масштабный заказ от Людвига I на создание серии фресковых росписей для Новой Пинакотеки. Художник успешно справился с трудной задачей, но его прекрасные творения не сохранились до наших дней. Они были полностью разрушены во время Второй мировой войны в результате бомбардировок союзников.
В 1845 году живописец приступил к выполнению еще одного масштабного заказа, но на этот раз уже в Берлине. Прусский король Фридрих Вильгельм IV поручил ему роспись стен парадного вестибюля в здании недавно построенного комплекса Neues Museum. Серия из шести фресок под названием «История человечества» была окончена в 1860 году. Над ее созданием художник трудился в течение 15 лет вместе с командой учеников. К несчастью, в 1945 году здание Нового музея было до основания уничтожено, а прекрасные фрески фон Каульбаха — безвозвратно потеряны для потомков. Несмотря на усилия немецких властей, до сих пор уникальные росписи стен так и не восстановлены.
В 1849 году Вильгельм фон Каульбах возглавил Мюнхенскую академию искусств и занимал почетную должность директора до самой смерти. Он купил себе просторный дом, постоянно принимал участие в выставках, создавал иллюстрации к произведениям Гёте (Johann Wolfgang von Goethe), Шекспира (William Shakespeare) и Шиллера (Johann von Schiller), продолжал писать картины.
Жизнь великого художника оборвала эпидемия холеры. 7 апреля 1874 года он умер в своем доме в возрасте 68 лет. Похоронили мастера на старом кладбище Мюнхена, а на его могиле установили бронзовый барельеф, изготовленный Лоренцом Гедоном (Lorenz Gedon).
Самые известные картины Вильгельма фон Каульбаха
Гениальный живописец за свою карьеру создал немало искусных шедевров, но далеко не все из них сохранились до наших дней. И все же, к числу самых известных картин Вильгельма фон Каульбаха по праву относятся:
- «Разрушение Иерусалима Титом» (1846) — масштабное многофигурное произведение, в котором художник отобразил трагические события войны иудеев против римского владычества. Наряду с реальными историческими персонажами картина содержит множество ангелов и ветхозаветных пророков, выступающих на стороне восставших.
- Иллюстрации к сборнику «Рейнеке-Лис» (1846) — цикл из нескольких десятков рисунков, описывающий приключения сказочного героя. Во многом благодаря стараниям художника, книга выдержала множество переизданий и до сих пор пользуется спросом у читателей по всему миру.
- «Битва гуннов» (1850) — эпический шедевр мастера, посвященный древней легенде о страшном сражении между римлянами и варварами в середине V века. Эта картина вдохновила Ференца Листа (Franz Liszt) написать одноименную симфоническую поэму в 1857 году.
- «Битва при Саламине» (1868) — одно из последних произведений художника на историческую тематику. Грандиозное морское сражение между греками и персами, искусно описанное мастером, оказывает непередаваемое мощное впечатление на зрителей.
Вильгельм фон Каульбах был одним из величайших мастеров европейской исторической живописи XIX века, который внес огромный вклад в развитие немецкого изобразительного искусства. Его имя навсегда останется в памяти благодарных потомков, а картины будут привлекать истинных ценителей в музеи.