Владимир Егорович Маковский творил в бытовом жанре. Его герои узнаваемы — это купцы, дворяне, разночинцы, чиновники, рабочие и крестьяне, солдаты, мещане, приказчики, бродяги, жандармы и заключенные. Стремясь к правде жизни, художник боролся против академизма и авангарда, считая их искажающими действительность.
Биография Владимира Маковского
Владимир Егорович Маковский рос в творческой семье. Он появился на свет в Москве 7 февраля 1846-го года. Отец, Егор Иванович, считал искусство второй религией. Мама, Любовь Корнилиевна, была певицей с исключительно красивым и сильным голосом.
Братья и сестра Владимира тоже стали художниками. Маковские жили в квартире на набережной реки Москвы, и их посещали многие выдающиеся личности. Мать учила Володю музыке (особенно увлекала его игра на скрипке). Первый рисунок мальчика — портрет одного из гостей дома.
В 1861 году юношу зачислили в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, куда стекались таланты со всех уголков огромной страны. В атмосфере горячего обсуждения искусства, под влиянием творчества Василия Григорьевича Перова формировался его стиль. Молодой человек обучался у Сергея Константиновича Зарянко (1818-1871) и мастера исторической живописи Евграфа Семеновича Сорокина (1821-1892), представителей венециановской школы. В 1862 г. работа Владимира Маковского «Квасник», написанная под руководством Василия Андреевича Тропинина (1776-1857), участвовала в выставке.
В 1866-м году художник завершил учебу с серебряной медалью. Успех не заставил себя ждать. «Крестьянские мальчики стерегут лошадей» — картина, созданная под воздействием тургеневской повести «Бежин луг» — приносит автору золотую медаль. Акварели и рисунки привлекают внимание широкой публики своей острой социальной направленностью. Живописец участвует в изготовлении «Альбома видов и сцен из русской жизни».
После женитьбы в 1869 г. и рождения первенца дети становятся любимой темой художника на целое десятилетие. Картину «Игра в бабки», изображающую крестьянских ребят, приобрел для своей галереи меценат Павел Михайлович Третьяков (1832-1898).
Точность, внимательность, вдумчивость и предельная добросовестность присущи всем ранним работам Владимира Маковского. Позже манера выражения видоизменяется, становится более гибкой и свободной.
В 1872 году его единогласно принимают в Товарищество передвижников, а уже год спустя избирают в Правление. Гения обожает публика, ценят критики. В отличие от родного брата, Константина, порой слепо угождавшего «золотому тельцу», слава не вскружила Владимиру Егоровичу голову.
Он напряженно работает, мастерская переполнена эскизами, набросками, этюдами, зарисовками. В поисках характерных образов Маковский посещает богадельни, трущобы и рынки, не гнушается богом забытыми московскими захолустьями. Его можно встретить где угодно — как на толкучке, так и на великосветском балу и в театральной ложе.
В 1882-1894 годах мастер преподавал в своей альма-матер, а потом перебрался в Петербург. В 1894-1918 годах он руководил классом в Императорской Академии художеств. Октябрьскую Революцию живописец принял сразу. Он прожил после нее два года, и все это время получал правительственную пенсию. Владимир Егорович Маковский скончался 21 февраля 1920-го, старший сын Александр пошел по его стопам и стал известным пейзажистом.
Самые известные картины Владимира Маковского
Картины Владимира Маковского трогательно правдивы. Благодаря обезоруживающей искренности идейный смысл работ зритель воспринимал как собственное мнение. Среди лучших произведений:
- «В приемной у доктора» (1870) — художник подтрунивает над народной верой в чудодейственную силу домашних снадобий.
- «Любители соловьиного пения» (1873) — поэтическая картина. Затаив дыхание, люди наслаждаются соловьиными трелями.
- «Осужденный» (1879) — работа, вызвавшая широкий общественный резонанс. По словам Ивана Николаевича Крамского (1837-1887), перед этой картиной зрители плакали.
- «Крах банка» (1881) — сюжет на злобу дня.
- «Ходынка» (1901) — произведение долго было под запретом. Генерал-губернатор Москвы назвал его «солью, посыпанной на свежую рану».