Альбуминовая печать
Эту технику в 1850 году изобрёл Луи Бланкар-Эврар. Её преимущество заключалось в способности отображать мелкие детали и осуществлять многократную печать с одного негатива.
Альбуминовую печать можно узнать по гладкой, полуматовой или чуть глянцевой поверхности снимка с приятным тёплым оттенком. Техника допускает раскраску вручную акварелью и анилиновыми красками. Такие отпечатки очень тонкие, поэтому почти всегда монтируются на паспарту или помещаются в альбом.
Метод основан на использовании альбумина, получаемого из яичного белка. Бумагу покрывали эмульсией яичного белка и поваренной соли, затем помещали в водный раствор нитрата серебра. Так бумага становилась светочувствительной. Получавшийся бумажный материал просушивали в темноте, а после совмещали с негативом, чаще всего изготовленным из стекла, выдерживали под прямыми солнечными лучами до тех пор, пока не проявлялось изображение. Финальная стадия процесса — фиксация снимка. Она осуществлялась в специальной ванне с тиосульфатом натрия, который предотвращал дальнейшее потемнение и выцветание. После этого снимок тонировался.
Бромойль
Техника бромойля была изобретена в 1904 году Дж. Э. Роулинзом. Её можно узнать по мягкому матовому изображению, похожему на живопись. Способ широко применялся в первой половине 20-го века фотографами-пикториалистами (pictorialism от pictorial — «живописный»). Техника допускала не только контактную, но и проекционную печать, то есть она не требовала негатива того же формата, что и будущий отпечаток. Полученный отпечаток мог быть окончательным или использоваться в качестве клише для тиражирования снимка.
Бромойль или бромомасляный процесс — позитивная печать, основанная на дублении желатина. Дубление — это обработка желатина фотоэмульсии, делающая его труднорастворимым. Сначала получали чёрно-белый отпечаток на бромосеребряной бумаге. Проявленный снимок обрабатывали в дубящем желатин отбеливателе. Максимальное дубление происходило в наиболее тёмных местах отпечатка, минимальное — в самых светлых за счёт взаимодействия с серебром. Затем металлическое и бромистое серебро удаляли раствором красной кровяной соли и тиосульфата натрия.
После основательной промывки отпечаток клали в тёплую воду, что приводило к набуханию желатинового слоя. Тогда он приобретал способность к удержанию масляной краски в зависимости от степени дубления. На промытый снимок мягкой кисточкой наносилась краска, сильнее прилипавшая к задубленным местам теней и полутеней, в которых до отбеливания содержалось максимальное количество металлического серебра, и не ложилась на менее задубленные светлые участки. В результате на отпечатке появлялось полутоновое изображение, окрашенное в цвет накладываемой краски, и фотограф имел возможность контролировать локальные тона.
Метод трёхцветной фотографии
Этот метод относится к раннему цвету в фотографии. Он был разработан в 1861 году Джеймсом Максвеллом, а затем последовательно развивался Германом Вильгельмом Фогелем, Адольфом Мите и Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским. Метод требовал дополнительного оборудования: камеры с тремя объективами, фотофильтров, сенсибилизаторов (веществ, повышающих чувствительность серебряных соединений к свету) и оборудования для совмещения тройных снимков в одно цветное изображение. Предлагаем разобраться со всем по порядку.
В 1861 году Джеймс Максвелл для получения цветного изображения применил три фотокамеры, оснащённые разными цветными светофильтрами — красным, зелёным и синим. Однако получить цветной снимок можно было только при проекции. Дальше важную роль начинает играть фотохимия и развитие сенсибилизаторов.
В 1873 году немецкий фотохимик Герман Вильгельм Фогель разработал состав, чувствительный к зелёному участку спектра. В 1902 году ученик Фогеля, немецкий ученый Адольф Мите вывел сенсибилизаторы, делающие фотопластину чувствительной к другим участкам спектра. Он также сконструировал фотокамеру для трёхцветной съёмки и проектор для показа полученных цветных снимков.
В 1905 году ученик Мите Прокудин-Горский придумал свой рецепт сенсибилизатора, чувствительного к красно-оранжевому участку спектра, продолжив эксперименты своего учителя. Он использовал чёрно-белые пластинки, которые сенсибилизировал по своим рецептам, а также фотоаппарат собственной конструкции. Через цветные светофильтры синего, зелёного и красного цветов делались последовательно три быстрых снимка — фотографу удалось сократить время экспозиции. С этого тройного негатива изготовлялся тройной позитив. Для просмотра фотографий использовался проектор с тремя объективами. При сложении трёх изображений на экране получалось одно полноцветное.
Автохром
Технологию придумали изобретатели кинематографа братья Люмьер в 1903 году. Основой для изображений служила стеклянная пластина. Их возможно было просматривать только на просвет или с помощью аппаратов, которые изначально выпускались теми же братьями Люмьер.
Сначала на стеклянную пластину наносился картофельный крахмал, гранулы которого предварительно окрашивались в три цвета: красный, синий и жёлтый. Потом накладывался второй слой крахмала, в результате чего получалась вся палитра цветов. Далее — слой светочувствительной эмульсии, после чего пластину экспонировали и проявляли.
Каждый диапозитив на стекле существует в единственном экземпляре. Техника не предполагала моментальный снимок: крахмальные эмульсии требовали длительной выдержки. Поэтому модели должны были оставаться неподвижными долгое время в процессе съёмки.
С 1907 года производство пластин достигло промышленных масштабов: за один день могли выпускать до 6 тыс. штук. Такие цифры означали большую популярность автохрома по всему миру. В России страстным поклонником технологии был дворянин Пётр Веденисов. Он каждую неделю получал из Франции пластины. Фотограф-любитель снимал чаще всего жизнь своей семьи и близких друзей. Серии его фотографий стали летописью уклада жизни дворянства накануне великих потрясений.
Карбо-процесс
Фотографии, полученные благодаря карбо-процессу, отличаются богатством и глубиной цвета. Технология, дающая такие блестящие результаты, была запатентована в 1905 году и требовала от фотографов большого мастерства, времени и усилий.
Сначала делали три бромсеребряных негатива через цветные фильтры. Далее их переносили на желатиновые пигментные листы трёх цветов: голубого, пурпурного и жёлтого. При их совмещении происходила химическая реакция. Желатин обрабатывался в зависимости от попавшего на него света, остатки вымывались. Затем листы друг за другом помещались на лист-основу. При совмещении цветовых матриц получалось финальное изображение.
Сложность техники увеличивала время изготовления отпечатка: на него у фотографа уходило около двух недель. Наибольшей популярностью карбо-процесс стал пользоваться во второй половине 1930-х. Крупные мастера отечественной фотографии, которые не боялись трудоёмкости технологии и часто к ней обращались: Пётр Клепиков, Василий Улитин, Владислав Микоша.
Отпечатки на солёной бумаге
Для изображений на солёной бумаге характерны мягкость и пониженная контрастность. Технология позволяет хорошо прорабатывать цвета. От фотографа требовались скорость и точное понимание предмета съёмки, так как солёная бумага могла храниться неиспользованной всего несколько дней. Необычную бумагу создал в 1834 году Уильям Генри Фокс Тальбот.
Первые опыты изобретателя представляли собой фотокопии, сделанные контактным способом. Тальбот взял бумагу обработанную хлористым серебром, выдержал на свету в течение часа, а затем приложил к ней светочувствительную бумагу, снова обработал светом и получил отпечаток. Для изготовления солёной бумаги он поместил тонкую бумагу высокого качества в раствор поваренной соли, высушил её, далее обработал раствором азотнокислого серебра с добавлением винной или лимонной кислоты. Благодаря химической реакции поверхность листа покрывалась хлористым серебром. Затем бумага была высушена в темноте. На свету она экспонировалась уже до проявления изображения, а чтобы оно не исчезло, лист промывался и покрывался гипосульфитом.
Аристотипия
Это фотографический процесс, основанный на светочувствительности хлорида серебра. Своё название техника получила от типа бумаги, на которой печаталось изображение, — аристотипной (от греч. «аристо» — наилучший), на которую наносилась хлорсеребряная желатиновая эмульсия.
Процесс был изобретён в 1882 году британским химиком, астрономом и фотографом Уильямом де Уайвлесли Эбнеем, а промышленное производство аристотипной бумаги было налажено в Германии уже в 1885 двумя компаниями: Obernetter в Мюнхене и Liesegang Technology в Дюссельдорфе.
Печать снимков почти всегда производилась контактным способом: негатив и фотобумага вплотную прижимались друг к другу эмульсионными слоями, экспонировались при дневном свете через стеклянную пластину.
Коллодион
Этот фотографический процесс был изобретён в 1851 году англичанином Фредериком Скоттом Арчером. Техника произвела революцию в фотографии, так как позволила получать изображения высокого качества, при этом длительность выдержки значительно сократилась.
Процесс основан на применении коллодия в качестве связующей среды для галогенидов серебра, которые наносились на прозрачную стеклянную подложку. Существуют мокрый и сухой коллодионные процессы. Первый, наиболее распространённый, требовал немедленного экспонирования и лабораторной обработки эмульсионного слоя, который терял свои свойства при высыхании. В сухом процессе использовались уже готовые стеклянные фотопластинки, покрытые коллодием. Низкая светочувствительность была непригодна для портретной съёмки, но позволяла долго сохранять свойства эмульсии и делать снимки вне студии — во время путешествий или экспедиций.
С 1884 года началось промышленное производство коллодионовой бумаги, имевшей трехслойную структуру. Между бумагой и светочувствительной эмульсией располагался баритовый слой, который выполнял защитные функции и устранял неровности бумажной поверхности.
Фотохром
Процесс создания цветных изображений на основе раскрашенных фотонегативов с использованием литографических печатных форм. Технология была изобретена Хансом Якобом Шмидтом в 1880-х годах.
Сначала чёрно-белое негативное изображение раскрашивали вручную в соответствии с комментариями и записями фотографа. Затем гладко отполированный литографический камень покрывали тонким слоем очищенного битума, растворённого в бензоле, и экспонировали при дневном свете через негатив. В результате битум постепенно затвердевал пропорционально количеству света, которое проходило через каждую часть негатива. Камень затем ретушировали для более точной передачи цветов, тонов и оттенков. Каждый цвет наносился по отдельности, всего для печати использовали от 6 до 15 камней.
Увидеть оригиналы первых цветных фотографий можно в Мультимедиа Арт Музее, Москва до 15 ноября на выставке «Первоцвет. Ранний цвет в российской фотографии. 1860−1970-е годы». В новую выставку вошло 248 работ и слайд-шоу Бориса Михайлова. Научные сотрудники МАММ проделали большую работу, подготовив тексты об авторах фотографий, о событиях, отражённых на снимках, а также об истории фотографических техник, которые использовались на разных этапах развития цвета в фотографии.