Японский театр Но: костюмы, веера, декорации, музыка и танец
1
859
просмотров
Японский театр Но сильно отличается от знакомых нам форм искусства. Причудливые маски, которые носят актеры, медленные движения, пение, полное непривычных звуков, — всё это создает таинственный мир театра Но.

Мы уже рассказывали о теоретической стороне театра: философии, эстетике, композиции драм. Теперь же пришло время поговорить о более практических аспектах: танцах и пении, костюмах и реквизите.

Костюмы

Актеры театра Но очень ценят свои костюмы, передают их из поколения в поколение. Если необходимо создать новый костюм, то он делается строго по старинному образцу. Изначально костюмы отличались простотой, но со временем их строение усложнилось до современного состояния. Костюмы театра Но очень конструктивны. Чтобы понимать значение костюма на герое, зритель должен помнить, что означает тот или иной предмет гардероба.

Костюм Караори. XIX век, период Эдо.

Например, тёкэн — прозрачную шелковую накидку с широкими рукавами — носит женщина во время танца, но ее же надевает и призрак молодого воина. Мидзугоромо, накидка от дождя, служит одеждой для странников и путешествий. Но если женщина появится в этом плаще и с зеленой веткой бамбука, значит, она безумная.

Актеры Но надевают два-три нижних кимоно, а поверх — тяжелое парчовое одеяние. Костюмы ситэ создаются с особенным тщанием: они изготавливается из дорогих тканей, украшаются вышивкой серебряными или золотыми нитями.

Веера

Веера занимают особенное место в театре Но. Ни одна роль не исполняется без них. Их форма, цвет, то, как актер использует веер, — всё это имеет символическое значение. С помощью веера можно изобразить луну, солнце, сделать его оружием или чашей вина. Веер акцентирует внимание на паузах и жестах.

Существует три разновидности вееров: утива, тюкэй и судзумэори. Утива используется для персонажей-китайцев (этот веер был завезен в Японию из Китая), а также для ролей демонов. Судзумэори — бытовые веера, их носят хористы и актеры, выступающие без масок.

Веер XVIII века, украшенный изображениями фениксов и цветов павловнии.

Среди прочих выделяются веера тюкэй. Рисунок на них символичен и меняется в зависимости от того, какому персонажу аксессуар принадлежит. Так, на веерах богов изображены фениксы и цветы павловнии, на веерах девушек — повозки с цветами, а на веерах безумных героев не бывает красного цвета. Веера демонов украшены белыми пионами, а у ваки изображена луна — символ жизни странника.

Декорации

В драмах Но нет привычных нам декораций, единственная «большая» декорация — сосна. Она появляется на задней стене сцены во всех пьесах театра Но. Считается, что сосна связывает между собой небесный мир с земным. Это дерево также называют ликом божества.

Пол на сцене театра Но чистится до особого блеска и становится похожим на зеркало. Когда актеры двигаются по сцене, кажется, будто они отражаются в воде.

Сцена театра Но в святилище Ицукусима

Но все же театр не обходится вовсе без реквизита. Последний делится на вещи, которые заранее выносятся на сцену — суэдогу, и то, что герои сами выносят в руках, — тэдогу. К суэдогу относятся легкие сооружения, воссоздающие конкретные вещи: ворота храма, паланкин императора, лодки. Суэдогу должны производить впечатление, будто эта вещь была создана недавно. Выносимые суэдогу не должны занимать много места, чтобы сцена оставалась просторной. В руках герои выносят тэдогу — мечи, серпы, жезлы, корзины, метлы. Эти предметы также должны быть похожи на реальные, только меньшие по размеру.

Место действия

В драме Но нет специфических декораций, которые бы указывали на место действия, потому его всегда описывали словесно. Авторы ёкёку выбирали важные места для японцев, которые имели религиозное или историческое значение. Эти места подчас воспевались в японской поэзии. Действие, происходящее в местах с таким особенным духом, делает пьесу более возвышенной.

Музыка

Некоторые исследователи высказывают предположение, что театр Но возник из танцев и музыки. Действительно этим искусствам уделяется огромное внимание во время исполнения пьесы. Музыка театра Но не отличается мелодичностью, зато она очень ритмичная. Похожее на восклицание пение переносит зрителей в мир пьесы, далекий от обыденности.

Музыка в театре Но не выступает как приятное сопровождение драмы. Она должна «открыть уши» зрителям. Этот эффект достигается не только с помощью самой музыки, но также благодаря большому вниманию к моментам тишины, шорохам, шуршанию костюмов, ударам ногами в пол, свисту меча.

Пение в театре Но не требует красивого тембра. В постановке участвует как хор, так и инструментальный ансамбль. Хор называется дзиутаи и состоит из 8–10 человек. Хористы перед началом исполнения берут веера в правую руку — этот жест прежде имел церемониальное значение. Дзиутаи находится на сцене всё время, пока длится пьеса. Песни хора часто основаны на буддийских молитвах.

Инструментальный ансамбль составляют 4 человека, которые играют на флейте (нокан) и трех барабанах. Барабаны отличаются друг от друга и имеют различное звучание. Самой необычной чертой ансамбля считаются выкрики, которые делятся на четыре типа, каждый из которых имеет свое значение. Так, «ии-яяя» и «ёёё-и» предупреждают о кульминационных моментах. А «я-я-яяя» и «ха-ааа» напоминают звериные крики и помогают расставлять ритмические акценты.

Танец

Танцы в театре Но очень своеобразные: медленные и ритмичные. Чтобы исполнить танец безупречно, от исполнителей требуется большая собранность и жесткий самоконтроль. Только идеально владея телом, ощущая его баланс, можно точно исполнить их. Танцы Но просты по рисунку, при этом актеры должны усвоить около 250 основных движений. Некоторым зрителям танцы театра Но напоминают шаманские пляски.

Танец актера Но, иллюстрация американского художника Джона Ла Фаржа.

Актеры Но передвигаются особой походкой. Шаг должен быть скользящим. Исходная позиция крайне неудобна: торс актера должен быть наклонен вперед, при этом исполнителю роли совсем нельзя шевелиться; ноги чуть согнуты, спину нужно держать прямо.

Танцы Но разнообразны, например бывают танцы-молитвы, способные укротить демона, а есть женский танец, полный изящества. Ситэ после своей исповеди танцем показывают то, что не смогли рассказать словами

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится