Йозеф Бойс: мистика произведений бывшего летчика люфтваффе
747
просмотров
Йозеф Бойс — биография и «шаманские», мистические работы великого мастера, работы которого стали воплощением жажды жизни.

Йозеф Бойс (немец. Joseph Beuys; 12 мая 1921 г. — 23 января 1986 г.) — представитель плеяды самых знаковых художников XX века, стоявший у истоков постмодернизма. Йозеф Бойс — участник арт-движения «Флюксус» и мастер эпатажа. Биография мастера наполнена нестандартными событиями. Творчество художника включает в себя огромный массив работ: картины, фотографии, графические произведения, инсталляции и перформансы. Искусствовед Арсений Штайнер писал, что Бойс — живописец-любитель, сумевший вырасти из скромного рисовальщика портретов медсестер на фронте, в сакрального шамана Нижнего мира, подданного страны, которой нет ни на одном глобусе.

Йозеф Бойс. Фотопортрет Йозефа Бойса

Йозеф Бойс сегодня — достояние мировой культуры. Мастер верил, что художник есть в каждом человеке. Он утверждал, что между искусством и жизнью не существует никаких рубежей, и доказывал это всем своим творчеством. Он вел беседы о картинах с мертвым зайцем, боролся с диким койотом и приручал его, собирался высадить тысячи дубов вдоль дороги, создавал скульптуры из жира и войлока и делал еще очень много странного и восхитительного.

Йозеф Бойс. Картина «Неодадаизм», 1952

Биография Йозефа Бойса

Йозеф Бойс появился на свет 12 мая 1921 в семье немецкого торговца Йозефа Якоба Бойса. Местом рождения будущего шамана от искусства стал Крефельд. Впрочем, уже осенью семья с младенцем покинула город и перебралась в промышленный Клеве, который располагался практически на границе тогдашней Голландии. Там и прошло детство мастера.

Йозеф Бойс. Инсталляция «Памятник оленю», 1958-1985

Уже в школьные годы (Йозеф посещал католическую школу, а затем гимназию) учителя отмечали необычайную одаренность мальчика в рисовании. И хорошо, что его склонность к искусству всецело поощрялась: помимо живописи он учился игре на музыкальных инструментах и постигал скульптуру, много читал.

Йозеф Бойс. Картина «Нимфа цветов», 1956

Подростком Бойс увлекся медициной и зоологией и даже ухаживал за цирковыми животными. Рассказывают, что в страшную эпоху сожжения книг Йозеф спас от костра научный трактат шведского медика и ботаника Карла Линнея (Carl Linnaeus). Не миновали мальчика и политические реалии. В 1936 подросток стал членом движения гитлерюгенд. Возможно, это произошло потому, что членство в этой организации было обязательным.

Весной 1941-го Йозеф Бойс выпустился из школы. Над миром уже простирался туман войны, и она коснулась каждого. В год выпуска из школы будущий художник добровольно отправился на фронт в составе люфтваффе

Йозеф Бойс. Картина «Для Сибирской симфонии», 1966

Именно военная карьера породила миф, который Бойс создал вокруг своей персоны. Зимой 1943-го его самолет сбили в районе Крыма. Местные жители-татары согрели и выходили художника с помощью жира и войлока. Этот факт глубоко повлиял на мастера и стал для него своеобразной осью при создании произведений в будущем. Однако, существуют сомнения в том, что история не вымышлена. Единственное, что в ней доподлинно подтверждено — смерть пилота за штурвалом бомбардировщика, где находился художник. Никаких свидетельств того, что в месте крушения жили татары, нет. Да и факт излечения лицевых переломов и ожогов с помощью жира и войлока кажется маловероятным.

Йозеф Бойс. Инсталляция «Войлочный костюм», 1970

После окончания войны Бойс попал в плен и был отправлен в лагерь британцев, из которого вернулся домой в Клеве спустя пару месяцев. Оправившись от ранений, мастер решил посвятить себя искусству и продолжил образование. Несколько лет Йозеф учился в Дюссельдорфе у выдающегося скульптора-модерниста Эвальда Матаре (Ewald Wilhelm Hubert Mataré), творчество которого нацисты объявили «дегенеративным».

В 1961 мастер становится профессором Дюссельдорфской академии, но спустя одиннадцать лет подвергается увольнению. Это вызвало цунами протеста среди студентов и критиков. В 1978 увольнение было признано незаконным, но карьера преподавателя на тот момент Бойса уже не занимала.

Все это время художник продолжал создавать свои шедевры. Хорошо заметны этапы его творчества. Так, в 40-х-50-х годах XX века это был чистый шаманим — работы более близки к наскальной живописи, а скульптуры пронизаны духом экспрессионизма.

Йозеф Бойс. Инсталляция «Толстый стул», 1964

В 1960-х мастер встал у истоков знаменитого «Флюксуса», участниками которого были основатель видеоарта Нам Джун Пэк (Nam June Paik) и Йоко Оно (Yoko Ono). Именно в этот период появился фирменный имидж художника: «вечная» фетровая шляпа (говорят, под ней он скрывал следы от ран), рыболовный жилет и плащ.

В ноябре 1965 в частной галерее открылась персональная экспозиция гения. Тогда же публике и был представлен самый эпичный перформанс автора — «Как объяснять картины мертвому зайцу».

Только в 1970-х творчество мастера получает международное признание. Хотя, стоит отметить, что единственная прижизненная крупная выставка его работ была открыта лишь в 1979 году в американском Музее Гуггенхайма (Guggenheim Museum).

Йозеф Бойс. Инсталляция «Стол и аккумулятор», 1958-1985

Всего же за свою жизнь немецкий мастер провел семь десятков акций, почти полторы сотни персональных выставок, создал тысячи графических работ и многие сотни инсталляций. Он читал лекции, устраивал акции, принимал участие в дискуссиях и симпозиумах.

Йозеф Бойс скончался 23 января 1986 года в немецком Дюссельдорфе. Причиной смерти выдающегося художника стали проблемы с сердцем.

Самые известные картины Йозефа Бойса

Сегодня десятки и сотни музеев, представляющих современное искусство, стремятся заполучить в коллекцию шедевры мастера. Как правило, его произведения устанавливаются на самых видных местах и становятся почетными экспонатами. Среди произведений и картин Йозефа Бойса самые прославленные — это:

  • «Актрисы» (1958) — на бумаге карандашом и красками изображены фигуры обнаженных женщин.
  • Перформанс «Сибирская симфония 1» (1963) — первое появление «мертвого зайца». Мастер играл на заваленном мусором пианино, которое было установлено на фоне школьной доски с чучелом животного. К доске были прикреплены войлочные треугольники с надписями на немецком.
  • Перформанс «Как объяснить картины мёртвому зайцу» (1964) — во время представления художник с помощью меда обклеил лицо фольгой. Он перемещался по залу с тушкой зайца, останавливаясь у своих работ и разъясняя их смысл животному. Суть перформанса — показать всю бессмысленность подхода к искусству с интеллектуальных позиций.
  • Инсталляция «Стая» (1969) — композиция состоит из автомобиля, перед которым находится 24 пары саней, нагруженных жиром, войлоком и фонарем (набором для выживания). Инсталляция символизирует то, что в экстремальных условиях от благ цивилизации не будет толку. Спасением станут гораздо более примитивные вещи.
  • Перформанс с койотом «Я люблю Америку, она любит меня» (1974) — Бойс прибыл в США и провел несколько дней в закрытом помещении с диким животным, где они настороженно наблюдали друг за другом. Через три дня художник обнял койота, а затем покинул страну, так и не ступив ни разу на ее землю.
Йозеф Бойс. Картина «Актрисы», 1958
Йозеф Бойс. Инсталляция «Сибирская симфония 1», 1963
Йозеф Бойс. Перформанс «Как объяснить картины мёртвому зайцу», 1964
Йозеф Бойс. Инсталляция «Стая», 1969
Йозеф Бойнс. Перформанс «Я люблю Америку, а Америка любит меня», 1974

Разочаровавшись в идеях фашизма, художник поставил себе целью вылечить общество, которое сожгло свою культуру в крематориях Освенцима. Любопытно, что после окончания войны он был автором одного из проектов памятника в Аушвице-Биркенау. Эскиз Бойса не стал финалистом — жюри выбрало работу Пьетро Каскелла (Pietro Cascella).

Йозеф Бойс — творец, для которого главной темой стало сохранение жизни и тепла. Идея, появившаяся после крушения над Крымом, определила любимый материал художника. Им стал войлок. Мастер создавал из него скульптуры, оборачивал им различные предметы мебели, делал одежду, укутывался сам, обмазавшись салом.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится