Йозеф фон Фюрих также был умелым иллюстратором книг и рисовальщиком. Кроме того, он несколько десятков лет посвятил преподавательской деятельности и воспитал целую плеяду талантливых учеников, в том числе:
- Карла Йозефа Гейгера (Carl Joseph Geiger);
- Каспара Йеле (Caspar Jele);
- Людвига Майера (Ludwig Mayer);
- Венцеля Оттокара Нольтча (Wenzel Ottokar Noltsch);
- Генриха Райнхарта (Heinrich Reinhart);
- Карла Шёнбруннера (Karl Schönbrunner).
Биография Йозефа фон Фюриха
Йозеф Фюрих появился на свет 9 февраля 1800 года в небольшом городке Храстава, расположенном на севере современной Чехии, в многодетной семье. Его отец всю жизнь работал художником-декоратором, он расписывал стены церквей изображениями святых, изготавливал вывески для местных таверн и праздничные украшения. С раннего детства Йозеф очень любил рисовать и охотно проводил время в отцовской мастерской. Именно здесь он изучил основы живописи, после чего выразил желание продолжить обучение, чтобы стать профессиональным художником.
В 1816 году Фюрих поступил в Пражскую академию искусств в класс профессора Йозефа Берглера (Josef Bergler), а спустя три года его картины были впервые представлены широкой публике на выставке. Работы молодого мастера произвели огромное впечатление на известного мецената Кристиана Кристофа Клам-Галласа, который из личных средств начал выплачивать Фюриху стипендию.
Еще во время учебы в академии Йозеф начал заниматься росписью внутреннего убранства храмов, а также созданием иллюстраций к книгам немецких поэтов и писателей. Фюрих по праву считался одним из лучших студентов академии, уже тогда, будучи глубоко верующим человеком, он решил посвятить свою жизнь религиозному жанру.
Во время учебной поездки в Вену в середине 1820-х годов Йозеф приобрел еще одного влиятельного покровителя, которым стал граф Клеменс фон Меттерних — министр иностранных дел Австрийской империи. Могущественный представитель высшей знати случайно увидел иллюстрации Фюриха к трагедии Людвига Тика «Женевьева» и был до глубины души поражен мастерством художника. Меттерних распорядился выделить средства на поездку своего протеже в Рим для продолжения обучения, и в 1829 году Йозеф отправился в столицу Италии.
Здесь он познакомился с Иоганном Фридрихом Овербеком (Johann Friedrich Overbeck) и примкнул к творческому союзу «назарейцев». Во время пребывания в Риме Фюрих создал несколько фресок для виллы Массимо и окончательно убедился в правильности выбора основного жанра своего творчества.
Вернувшись из Италии в Прагу в 1831 году, художник женился на Франциске Гасснер, с которой счастливо прожил в браке всю жизнь. Йозеф увлеченно писал картины и очень скоро стал весьма востребованным автором, получая заказы из разных городов Европы.
В 1834 году по приглашению графа Меттерниха живописец переехал на постоянное место жительства в Вену, где ему предложили должность хранителя личной картинной галереи влиятельного сановника. Одновременно стараниями покровителя в венской академии художеств была создана кафедра исторической композиции, которую возглавил Фюрих. Начался период расцвета творческой карьеры гениального мастера, продлившийся почти сорок лет. Вместе с учениками он создавал фресковые росписи для церквей, которые принесли художнику широкую европейскую известность, а в мастерской писал картины с сюжетами из Библии.
Спокойную жизнь живописца внезапно прервала революция 1848 года, вынудившая Фюриха покинуть Вену. Художник с семьей уехал в Чехию, где провел около трех лет, а затем вернулся в австрийскую столицу. После этого мастер уже никогда не покидал полюбившийся ему город. Здесь он занимался преподавательской деятельностью и искусством до начала 1870-х годов. А по достижении 60-летнего возраста Фюрих за выдающиеся заслуги перед национальным искусством был награжден дворянским титулом, после чего перед его фамилией появилась благородная приставка «фон».
Последним крупным проектом художника была разработка по личному поручению императора эскизов для витражей национального католического символа Австрии — собора святого Стефана в Вене. Мастер блестяще справился со сложной задачей и в 1872 году подал прошение об отставке с должности профессора академии по состоянию здоровья.
Император удовлетворил просьбу художника и остаток жизни тот посвятил близким, полностью отказавшись от творчества. Незадолго до смерти власти города присвоили ему звание почетного гражданина Вены, а 13 марта 1876 года Йозеф фон Фюрих скончался в своем венском особняке в возрасте 76 лет.
Самые известные картины Йозефа фон Фюриха
Австрийский мастер живописи и рисунка оставил потомкам сотни уникальных работ, достойных внимания. Но самыми известными картинами Йозефа фон Фюриха считаются:
- «Иаков повстречал Рахиль с овечьим стадом отца» (1836) — произведение, созданное по мотивам Ветхого Завета. В этой работе автор изобразил нежную встречу двух родственников в окружении нескольких пастухов и прекрасного пейзажа возле колодца.
- «Дорога в Эммаус» (1837) — картина, красочно описывающая сцену из Евангелия о встрече апостола Клеопы с воскресшим Иисусом Христом. Согласно Библии, после этого события Клеопа стал глубоко верующим человеком и погиб мученической смертью за свои убеждения.
- «Путь Марии в горах» (1841) — шедевр, в котором изобразил Богоматерь, скорбно идущую по тропе после смерти любимого сына. Ангелы лепестками роз устилают ее путь и читают священные тексты из «Книги Бытия».
- «Рудольф фон Габсбург и священник» (1870) — шедевр, прославляющий набожность и величие первого императора из рода Габсбургов. По легенде Рудольф случайно на охоте встретил священника, который убедил молодого монарха стать прилежным христианином.
Йозеф фон Фюрих принадлежит к числу величайших мастеров религиозного жанра в истории австрийского искусства. Он искренне верил в идеалы христианства и создал немало прекрасных шедевров для потомков.