За что критикуют киносериал «Гоголь» , и что расскажут зрителям о персонажах костюмы и грим
0
1
0
435
просмотров
Телесериал про Гоголя, вышедший сначала в кинотеатрах России – возможно, одна из самых недооценённых новинок российского кинематографа. Его много критикуют за визуальные решения. Особенно те, что касаются персонажей сериала: их лица, причёски и одежду. Но, может быть, зря?

При первом просмотре телесериал «Гоголь» вызывает, мягко говоря, недоумение. Привычные по старым экранизациям украинские народные костюмы на одних персонажах соседствуют с анахронизмами на других. Сам Гоголь выглядит вовсе не так, как должен был в этом возрасте. И если про сам сюжет можно сказать, что он, хотя и не следует точно биографии писателя и его рассказам, может вызывать радость узнавания тех, кто читал, и тех, кто только прочтёт то и другое – а это уже неплохо, то всё равно неясно, почему персонажи одеты, кто во что горазд. И всё же, если присмотреться, заметна система в подаче персонажей.

Гоголь, Бинх и Тесак.

Инсталук равно нечисть

Многие отмечали, что лица как минимум трёх персонажей на экране выглядят слишком современно и потому пугающим образом выбиваются из «группового портрета» всех участников истории. Однако, если проследить, какие персонажи получили явно сформированные брови и губы в духе инстаграм-моды, обнаруживаешь закономерность.

«Слишком современный вид» у русалки Оксаны (попавшей в сериал из повести «Майская ночь, или утопленница»), у хозяйки постоялого двора (ведьма из той же повести) и у ещё одной ведьмы, Ульяны (гостьи разом из «Вия» и «Ночи перед Рождеством»). Именно они смотрятся противоестественно на фоне женщин эпохи. Но именно тот факт, что все три женщины относятся к нечистой силе, заставляет предположить, что этот эффект намеренный: их выделили, обозначив как нечто чуждое этому месту и этому времени.

Ведьма Ульяна.

Другим способом выделено лицо у нечистого, которому продал душу отец Гоголя за рождение живого ребёнка. Слово «нечистый» обыграно тут по полной: у беса нет носа, как было у больных «нечистой болезнью» сифилисом на поздних стадиях. Кстати, обыгрывали связь с сифилисом и в связи с другим персонажем – Воландом Михаила Булгакова. Правда, не так явно, но знающие симптомы болезни постоянно видят её знаки в сценах с Воландом.

Одежда – это символ

Такие же закономерности прослеживаются в подборе костюмов. Они призваны не столько соответствовать времени, сколько передать характер персонажа (и это, кстати, озвучивала художник по костюмам Виктория Игумнова). Как, с некоторой вероятностью, и причёски.

Начать с красных тонов в одежде. Знаменитая красная свитка – символ греха и чистая бесовщина – только один из примеров. Если присмотреться, в красной одежде разных оттенков ходят очень немногие именованные персонажи. Это Яков Гуро (щёгольское пальто), Лиза (платье), польский колдун (верхняя одежда) и Данишевский, также колдун (жилет). Последние три так или иначе вредят людям, вплоть до убийства. Если сравнивать подачу этих персонажей, то красное пальто Гуро сразу превращается из модной одежды в зловещий знак. Что, впрочем, хорошо заметно по афише последнего из фильмов киноверсии.

Польский колдун.

Бинх одет в треуголку конца девятнадцатого века – то есть устаревшую лет на тридцать минимум, и она сообщает винтажность всему его образу. Это не может быть наряд его юности: в конце фильма мы узнаём, что ему только сорок один год. Значит, у треуголки другой смысл. Возможно, он говорит нам, что Бинх – «старая гвардия», противоположность явному продукту нового века, деловитому денди Гуро. Даже цвет их одежд, надо заметить, противопоставлен. У Бинха он зелёный. Возможно, кстати, седые кудри, которые украшают голову Бинха, должна напоминать о шерсти барана. А баран – животное, во-первых, упрямое, во-вторых, храброе (о чём иногда забывают)… И в-третьих, жертвенное, что совпадает с событиями третьего фильма киноверсии.

Гоголь ходит в чёрных одеждах, и, поскольку об этом можно было сказать, не раскрывая сюжета фильма, то Игумнова сразу пояснила, что это «тьма, траур, мрак», в которые он погружён. А ещё, возможно, этот преждевременный траур говорит нам о том, что Гоголь к концу фильма потеряет слишком многих. Бинха, Оксану, Брута (который мог бы стать ему верным товарищем), дружбу – с Гуро, любовь – как светлое чувство к Лизе. Так же траурно выглядит и Бомгарт, и ему есть по кому носить свой траур.

Гуро ходит в ярко-красном пальто.

На помощнике Бинха Тесаке – длинная шляпа, которая всегда «высовывается» в кадре, с кем бы Тесак ни шёл и ни стоял. Сам Тесак тоже любит «высовываться», ни с того ни с сего залезая в разговор начальства с откровениями и рассказами. Кроме того, такая шапка называлась гречаник (правда, они обычно были меньше). Гречаник оформляли, выдерживая на горшке, а с горшком часто сравнивали пустую голову. Тесак простодушен, он не умеет думать наперёд – истинно пустая голова.

Кузнец Вакула неожиданно для всех оказывается одет в толстый мягкий свитер. С одной стороны, это говорит о нём, как о человеке, отгородившемся от мира некой защитой – с другой как о человеке мягком и тёплом, что мы и видим, когда он общается с дочкой. Лиза носит перстень с красным камнем, популярным в семнадцатом веке – и это тоже заранее раскрывает нам её биографию. Её несовпадение со временем, в котором она живёт, только подчёркнуто причёской – только теперь из будущего, а не из прошлого, и таким же силуэтом костюмов. Понятно, что создавать исторически выверенные костюмы для массовки и второстепенных персонажей возле главных героев было бы уже стилистически неоправданно, и остальные костюмы, по видимости, условны.

Одежды Лизы представляет собой нарочитый анахронизм, сильнее, чем у большинства других персонажей.

Возможно, этот фильм станет таким же культовым, как исторически достоверная экранизация Гоголя с Леонидом Куравлёвым. Как создавалась мистическая повесть «Вий»: Что вычеркнула цензура и какие разногласия возникли при экранизации в СССР.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится