Песня «Старый клён», которую написали специально для этого фильма, стала узнаваемой и любимой миллионами. В этой в статье речь пойдет об интересных ситуациях во время съемок, о ссорах, из-за которых были вырезаны некоторые сцены, о трудностях выбора актеров на главные роли и прочее.
Классика советского кино
Весной 1962 года была премьера советской комедии режиссера Юрия Степановича Чулюкина «Девчата». В основе киносюжета - выпускница кулинарного училища Тося Кислицына (Надежда Румянцева) по распределению отправляется в Сибирь, где влюбляется в красавца-бригадира лесорубов Илью Ковригина (Николай Рыбников), а тот в свою очередь поспорил с приятелем, что без труда влюбит ее в себя. Конечно, многие зрители сразу поняли, что в погоне за выигрышем герой неожиданно и сам влюбится в Тосю.
Основой для сюжета стала одноименная повесть Бориса Бедного, выпущенная за год до кинопремьеры. Кстати, он же и стал сценаристом фильма, получившего всесоюзную любовь. Через несколько лет после премьеры повесть была переведена на пятнадцать языков. Этот успех для Бориса Васильевича обернулся творческой трагедией, так как он для читателей так и остался автором одной повести, хотя он много писал. На все его творения начали говорить: «Хорошо, но не «Девчата».
Стоит отметить, что фильм получился комедийным, а вот сама повесть является более драматичной и глубокой. Такое отличие от оригинала Борис Бедный сделал по просьбе кинорежиссера. Так в фильме появились сюжетные расхождения с повестью, герои с более яркими эмоциями и характерами, юмористические фразы и прочее, что помогло выйти рассказанной истории за рамки бытовой драмы.
К слову, данная кинолента стала самой известной и значимой в карьере Юрия Чулюкина. Несмотря на то, что режиссер создал еще много картин, он так и не смог больше снять что-то более значимое и переплюнуть свой же успех. Но даже этого фильма хватило, чтобы войти в историю отечественного кинематографа, за что многие телезрители до сих пор ему благодарны.
Кстати, фильм «Девчата» телезрители сразу восторженно встретили, а вот руководство СССР посчитало картину слишком мелкой и бытовой для проката, даже несмотря на все попытки авторов разбавить повесть смешными сценами и эпизодами.
Как проходил кастинг
На роль энергичной Тоси было сразу несколько претенденток, например, актрисы Валентина Малявина и Наталья Кустинская. Вторая, кстати, была супругой кинорежиссера. Ходили слухи, что Чулюкин сразу понимал, что супруга ни характером, ни внешностью не подойдет на роль наивной, но в тоже время бойкой девицы, однако боялся обидеть отказом любимую женщину.
Тем более, что худсовет киностудии, который в те годы утверждал актеров на роли, забраковал ее кандидатуру, так как даже с косичками и нарисованными веснушками Наталья оставалась столичной красоткой. Супруг даже первое время не говорил о том, что уже решил отдать роль Румянцевой. К слову, Кустинская так и не смогла простить супругу то, что он не отстоял ее в «Девчатах». На этой почве у пары начались скандалы, и спустя несколько лет супруги развелись.
Надежду Румянцеву Чулюкин приметил еще во ВГИКе, где она зарекомендовала себя как талантливая и прекрасная комедийная актриса. Тем более что до «Девчат» он уже успел с ней поработать в картине «Неподдающиеся» и был доволен результатом. Единственно, он переживал, что Надежда будет повторяться в своей игре, так как образы в этих двух лентах схожи. Но после проб все сомнения отпали. Его даже не смущало, что Надежде было уже за тридцать, а героине - восемнадцать.
Что касается главного героя, то изначально на эту роль был утвержден Владимир Трещалов, он даже участвовал в репетициях. Но вскоре пришло распоряжение, что актера нужно заменить на Николая Рыбкина. Никого не смущало, что главный герой — молодой парень, а Николаю, как и Надежде, тогда уже было за тридцать. Кстати, Рыбников был довольно крупным для передового лесоруба, поэтому ему в кратчайшие сроки нужно было скинуть примерно двадцать килограмм.
Многие актеры, снявшиеся в этой картине, были давно знакомы: кто-то учился в одном вузе, кто-то снимался вместе в других проектах. Так что атмосфера на съемочной площадке в большей степени была благоприятная, актеры с полуслова понимали друг друга и приходили на помощь. Чего не скажешь о Рыбникове и Румянцевой. Несмотря на то что исполнители главных ролей были знакомы ранее и даже учились на одном факультете ВГИКа, им редко получалось найти общий язык.
Да и романтические сцены давались героям трудно, так как в реальности Румянцева абсолютно не привлекала Рыбникова как женщина. Из-за этого приходилось по несколько раз переснимать некоторые сцены. Особенно трудно дался эпизод, где их влюбленные герои целовались, уж очень актеры с неприязнью смотрели друг на друга. Зато все конфликтные эпизоды снимались быстро и искренне, с первого дубля.
Некая неприязнь была у Рыбникова и с Дружининой, так как он хотел, чтобы ее роль досталась его супруге Алле Ларионовой. Несмотря на просьбы знаменитого актера, ни худсовет, ни режиссер не захотели менять уже утвержденную актрису.
Экстрим-съемки советской комедии
Культовую советскую комедию создавали в рекордно короткие сроки, поэтому сибирский поселок снимали сразу в разных местах: в мосфильмовских павильонах, около киностудии, где было высажено около трехсот деревьев, и на суровом Урале — в поселке Бобровка.
Съемки в холодных сибирских краях дались актерам нелегко, их не грела никакая обувь и одежда. Снимали очень быстро, так как ни люди, ни техника не выдерживали тридцатиградусных морозов. А эпизод, где Тося угощает обедом на улице проголодавшихся лесорубов, и вовсе стал одним из трудных: из-за сильного мороза ложки прилипали к языкам актеров. Так что в скором времени съемки перенесли в Тверскую область, где пришлось в теплое время года снимать зиму.
Но вот где актеры поистине отогрелись, так это в Крыму, а именно в Ялте. Съемочную группу там встретила настоящая жара. Особенно тяжело дались съемки финала фильма, где влюбленные киногерои, одетые в теплую зимнюю одежду, сидят счастливо под заснеженной елью. Актерам было настолько жарко, что гримерам постоянно приходилось вытирать пот, стекающий с лиц бедных артистов, и поправлять им грим.
Сцены, не вошедшие в комедию
Режиссер сразу понимал, что красотку Анфису - полную противоположность простушки Тоси - должна сыграть Светлана Дружинина. До этого актриса уже прекрасно зарекомендовала себя в картине «Дело было в Пенькове», где показала свою блестящую актерскую игру. Да и Чулюкин был знаком со Светланой еще со времен учебы во ВГИКе.
Однако не обошлось и здесь без ложки дегтя. Некоторые говорили, что Светлана не та женщина, от которой главный герой мог бы уйти к Тосе. Они полагали, что яркая внешность Дружининой привлечет внимание зрителей, и они полюбят Анфиску, а не героиню Румянцевой, что шло в противовес главной задумке фильма. Задачей создателей картины было показать то, как лесоруб-передовик Ковригин откажется от легкомысленной красотки Анфисы, влюбится в добрую и положительную, но странную, не наделенную особой красотой девушку Тосю, за которую держится коллектив.
Тогда за Светлану заступились все участвующие актрисы, так как они уже сработались и даже успели подружиться, поэтому не хотели видеть никого другого на месте Анфисы. По итогу художественный руководитель Юлий Райзман подсказал режиссеру, как можно выйти из данной ситуации - вырезать все крупные планы Дружининой, чтобы зрителя меньше привлекала Анфиска.
Но еще больше не повезло Тамаре Носовой. Актриса играла роль в этом фильме, но все моменты с ее участием были тщательно вырезаны и уничтожены. Очевидцы утверждают, что играла актриса восхитительно. В одном из журналов вышла статья, где рассказывалось, что Носова была задействована в очень сильных и смешных сценах фильма. Но во время съемок киноленты между актрисой и режиссером произошел конфликт, в результате которого Чулюкин вырезал все сцены с Носовой, несмотря на то что они были одними из лучших в фильме.
Правда есть и другая версия, что Надежда Румянцева просто потребовала убрать конкурентку. Как бы то ни было на самом деле, очень жаль, что эти сцены были уничтожены. Вполне вероятно, что этот фильм имел бы еще больший успех, если это, конечно, вообще возможно. Кстати, еще долгое время Носова во многих своих интервью с горечью вспоминала об утерянной интересной роли. К сожалению, тогда обрезки пленок не сохранялись, и зрители так и не увидели сцены с Тамарой Макаровной.
Как показывает история кинематографа, даже самые талантливые представители этой творческой профессии иногда терпят крах на пробах, ведь у каждого режиссёра ещё на этапе работы над сценарием складывается собственное представление о героях, их внешности и характерах. Читайте далее, что помешало 10 талантливым отечественным актёрам сняться в легендарных фильмах.