Сказки со счастливым концом могло и не быть
Фильм делает нам отсылку к любимой детской сказке, только переделанной на новый лад. Бедная девушка, как обычно говорят «низкой социальной ответственности» в лице Джулии Робертс, снимает заскучавшего обеспеченного привлекательного клиента с внешностью Ричарда Гира. По воле сложившихся обстоятельств богачу требуются эскорт-услуги, и за некоторую сумму денег красотка соглашается остаться. Но за эти несколько дней, что они проводят вместе, девушка меняется, да и джентльмен, похоже, тоже проникается чувствами. И в финальной сцене апофеоз этой истории: влюбленный Ричард карабкается по лестнице с букетом цветов, чтоб забрать свою даму сердца.
Однако на первом этапе задумка фильма была совершенно другой. Причем кардинально, от начала до конца. Автор сценария Джонатан Лоутон задумал мрачный рассказ о привлекательной наркоманке, единственным источником существования которой является проституция, и благородном финансисте. При этом мораль истории должна была заключаться в том, как унизительна профессия девушки и как рушатся ее женские мечты о счастье. В последних кадрах мужчина должен был грубо выставить униженную девушку вон из номера, бросив оговоренную сумму гонорара. Вивиан же, хоть и кажется подавленной, но все же, не долго печалясь, возвращается к своей подруге, и они обе укатывают в Disneyland кутить на заработанные деньги.
Все поменялось, когда этим проектом заинтересовались мэтры студии Disney. За приличную сумму денег они выкупили сценарий. Только ведь первозданная драма их не устраивала, и сценарий был перекроен от начала до конца. Режиссером назначили Гарри Маршалла, с легкой руки которого успешной стала романтическая комедия «За бортом» с Куртом Расселом и Голди Хоун. Опытный актер и сценарист, он нанял команду профессионалов. Они «вылечили» главную героиню от пристрастия к наркотикам, у Эдварда убрали чуток спеси, придав его характеру больше мужественности и толику чувствительности, и в результате превратили историю в классическую мелодраму с неизбежным хэппи-эндом. Но все же никто не рассчитывал, что банальная сказка может окупить свой бюджет в более чем 30 раз и принести около полумиллиарда долларов!
Доллары вместо романтики
Рабочее название фильма было «3000». Это сумма долларов, за которую Эдвард купил недельные услуги Вивиан. А если быть точнее, сделка составляла 2000 долларов, а остальное - это премия за то, чтоб девушка воздерживалась от употребления наркотиков. Но, как мы с вами понимаем, такое циничное название никак не ассоциируется с любовной историей, имеющей счастливый конец. Над новым названием думали не долго: легендарная песня Роя Орбисона «Oh, Pretty Woman», которую вставили в фильм, и дала ему название.
Еще малоизвестная Робертс и слишком звездные другие - как проходил кастинг на роль Вивиан
Когда настал черед выбирать главную исполнительницу, вновь возникли проблемы. Студия хотела видеть уже популярных голливудских актрис: Карен Аллен, известную по фильму «В поисках утраченного ковчега», Мэг Райан - звезду картины «Когда Гарри встретил Салли». Но первой на тот момент уже было под 40 лет. А вторая, впрочем, как и еще одна претендентка - Молли Рингуолд - категорически отказались портить свое резюме ролью проститутки. Хотя гораздо позже, когда успех «Красотки» был неоспорим, Молли в откровениях журналистам признавалась, что ей жаль, что не поверила в эту роль. Следующими в списке возможных исполнительниц значились Дженнифер Коннелли и Вайнона Райдер. Но и эти не подошли - обе привлекательные брюнетки, по мнению режиссера, выглядели слишком юными.
Дайана Лейн, казалось бы, уже была утверждена и уже примеряла наряды. Но и тут случилась накладка - в ее рабочий график категорически не хотели вписываться новые съемки. Валерия Голино отказалась, усомнившись в уместности своего итальянского акцента, Мишель Пфайффер высказалась против «тона» сценария, а Дэрил Ханна и вовсе заявила, что «это роль ругательная и прошу ее ко мне не применять» - слишком, по ее мнению, унизительным для всего женского рода выступает эта милая история.
В итоге продюсеры остановились на 21-летней Джулии Робертс. На тот момент актриса сыграла всего пару ролей и не была так знаменита. Но именно эта мелодрама дала ей путевку в голливудские звезды. Тем не менее на съемках «Красотки» всегда обаятельная и улыбчивая Джулия по-началу сильно нервничала. Ей тяжело давались дубли в роли ее раскованной героини. На почве нервных переживаний Джулия даже заработала себе крапивницу.
Почему Ричард Гир согласился на роль
Популярного в те годы Ричарда Гира сразу позвали на главную мужскую роль. Но привыкшего к серьезным ролям актера сценарий не заинтересовал. Гарри Маршалл стал рассматривать другого голливудского красавца Кристофера Рива, но тот тоже не увидел перспектив. Кастинг проходили также Дэниел Дэй-Льюис, Джон Траволта и Дензел Вашингтон. С Аль Пачино было проведено несколько репетиций, но и тот в конце концов отказался. Тогда режиссер пошел на хитрость: вместе с Джулией Робертс они отправились в Нью-Йорк, где в тот момент находился Гир. Им удалось убедить актера. Но позже секрет этой победы был раскрыт.
Как-то впоследствии Ричард признался, что в тот момент он был «на мели», и кредиторы настолько его одолели, что он согласился на эти съемки. Актер не слишком верил в успех, а своего героя считал слишком уж простым и сдержанным. Первое время он старался проявлять активность на съемочной площадке, но режиссер его остановил: «Ричард, остынь! Ты разве не видишь, кто здесь должен быть самым ярким?»
Главный символ перерождения - красное платье - могло быть и черным
По ходу сюжета вульгарная и раскрепощенная Вивиан должна становиться сдержанной и утонченной. И в первую очередь об этом должен был сказать выбор новых нарядов. Самой запоминающейся обновкой стало платье для посещения оперы, в пару к которому Эдвард подбирает роскошное колье.
В итоге костюмер Мэрилин Вэнс была номинирована на премию BAFTA: именно она придумала красное платье героини, отражающее перемены в жизни. Оно ярко и сексуально, но при этом полная противоположность образам, в которых проститутка Вивиан появляется в начале фильма. Мэрилин настаивала, чтоб это был наряд непременно красного цвета, хотя боссы киностудии хотели видеть сдержанный черный. Ведь, настаивала художник, в традиции культовых героинь, начиная с 1930-х годов золотой эпохи Голливуда, выбирать именно этот цвет. Вспомнить хотя бы классические ленты «Невеста была в красном» с Джоан Кроуфорд, «Ангел в красном» с Авой Гарднер, «Забавная мордашка» с Одри Хепберн или Голди Хоун в «Смерть ей к лицу» - везде алый цвет символизировал перемены.
Но подобрать нужный оттенок к рыжеволосой Джулии оказалось непросто. Актрисе пришлось пережить уйму цветопроб и примерок, пока, наконец, не был найден подходящий. И в результате художнице по костюмам удалось убедить руководство. А мы, спустя уже 30 лет, даже и не можем представить, что Красотка могла бы быть совершенно другой.