Закадровые секреты фильма «Девушка без адреса»: почему Эльдар Рязанов предпочитал не вспоминать о своем втором фильме
0
2,258
просмотров
О первом фильме Эльдара Рязанова говорили очень много – «Карнавальная ночь» вызвала большой резонанс и давно стала признанной классикой советского кино. А вот о его следующем фильме практически никогда не упоминают. Начало этой традиции положил сам режиссер. Хотя комедия «Девушка без адреса» стала одним из лидеров проката в 1958 г., Рязанов не любил о ней вспоминать. Как, впрочем, и актриса, сыгравшая главную роль и затаившая обиду на режиссера…
Эльдар Рязанов в молодые годы

Эльдар Рязанов начинал как режиссер-документалист, и когда директор «Мосфильма» Иван Пырьев доверил ему съемки музыкальной комедии «Карнавальная ночь», в успех этой затеи не верил никто, даже сам режиссер. Ему было всего 29 лет, он мечтал снять драму, пробы 21-летней Людмилы Гурченко его не впечатлили, многие сцены приходилось переснимать, смету перерасходовали, от сроков отстали. Но результат поразил всех: фильм стал лидером кинопроката, собрав у экранов 50 млн зрителей. После этого успеха Рязанов планировал продолжить сотрудничество с Гурченко, и когда он через год приступил к съемкам новой лирической комедии «Девушка без адреса», в главной роли видел только эту актрису. Но тут снова возникли сложности.

Людмила Гурченко в комедии *Карнавальная ночь*, 1956

Режиссер снова был не восторге от предложенного материала, но соглашался на любые предложения, «лишь бы не погнали с работы», как он признался позже. От Рязанова все ждали повторения громкого успеха «Карнавальной ночи», и его залогом режиссер считал участие тех же звезд – Игоря Ильинского и Людмилы Гурченко. Но неожиданно худсовет выступил категорически против этой идеи. Рязанову заявили, что нет никакой нужды снимать вторую «Карнавальную ночь»: это совсем другая история, поэтому актерский состав должен быть новым – мол, в стране, кроме Ильинского и Гурченко есть немало других достойных артистов.

Кадр из фильма *Девушка без адреса*, 1957

Рязанов даже думал о том, чтобы отказаться от работы над фильмом. Он подготовил второй список актеров, но на кандидатуре Людмилы Гурченко настаивал до последнего. Тогда Иван Пырьев вызвал режиссера к себе в кабинет и по секрету сообщил ему о том, что по решению министра культуры Гурченко не утвердят на главную роль ни при каких обстоятельствах по той причине, что она якобы отказалась сотрудничать с комитетом госбезопасности. Об этом Рязанов счел возможным рассказать только в 1990-х гг., а тогда ему пришлось смириться с решением руководства.

Николай Рыбников в фильме *Девушка без адреса*, 1957

На главную мужскую роль утвердили Николая Рыбникова. На тот момент он находился в зените славы после главных ролей в фильмах «Весна на Заречной улице» и «Высота». Однако новое предложение его совсем не обрадовало – до этого он сыграл сталевара-передовика и бригадира монтажников, и тут ему снова предстояло воплотить на экранах образ «простого парня из народа», в котором актер не видел ничего интересного. Рыбников опасался навсегда «застрять» в этом амплуа, и его фильмография в дальнейшем подтвердила то, что эти опасения были небезосновательными.

Кадр из фильма *Девушка без адреса*, 1957
Светлана Карпинская в роли Кати Ивановой

Однако на этом неприятности не закончились. На роль Кати Ивановой выбрали актрису Ленинградского театра музыкальной комедии Зою Виноградову. Она даже успела записать все песни к фильму, но тут в театре ее поставили перед выбором: либо спектакли, либо съемки. И она выбрала первое. Правда, ее голос все же прозвучал в фильме – именно Виноградова исполнила все песни Кати Ивановой.

Кадр из фильма *Девушка без адреса*, 1957
Светлана Карпинская в роли Кати Ивановой

В итоге на главную роль утвердили непрофессиональную актрису – никому не известную студентку филологического факультета Ленинградского государственного университета Светлану Карпинскую. Она попала на съемочную площадку благодаря счастливому случаю: по легенде, однажды в метро ее увидел автор сценария «Девушки без адреса», сатирик Леонид Ленч и сразу же предложил ей главную роль. По его словам, именно такой он и представлял свою героиню, когда работал над сценарием. Сама актриса рассказывала историю куда более прозаичную: она с юности занималась в театральной студии, однажды их спектакль сняли на «Ленфильме», и ассистент режиссера обратила внимание на талантливую актрису. Как бы то ни было, Карпинскую утвердили на главную роль. Рязанова очень расстроил такой выбор, но ему с ним пришлось смириться.

Светлана Карпинская в фильме и на обложке журнала *Советский экран*

Переживания режиссера были напрасными: дебютантка без актерского образования отлично справилась со своей ролью. С ее героиней у нее оказалось немало общего: она выглядела такой же искренней и наивной провинциалкой, как и Катя Иванова, приехавшая покорять столицу. И у актрисы был такой же «неуживчивый характер». Светлане отчаянно хотелось быть похожей на настоящих кинозвезд, и она очень переживала из-за того, что выглядела в кадре некрасивой: ее одевали в нелепые наряды и запрещали ей гримироваться.

Кадр из фильма *Девушка без адреса*, 1957

Карпинская сокрушалась: «Рязанов запретил накладывать какой-либо грим. Тогда я очень расстроилась. Даже мой партнер Рыбников говорил: «Какая чудная девочка! Что же она у вас все время в какой-то убогой юбке ходит и в этом жутком платке? Да вы хоть волосы ей распустите!» Ведь у меня была коса до колен, которую так никто и не увидел. А еще Рязанов заставил меня за несколько недель перед съемками срочно сбросить вес, так что приходилось каждое утро начинать с пробежки и сидеть на строгой диете». Тем не менее попадание в образ получилось стопроцентным, и зрители присылали актрисе мешки восторженных писем. После такого успеха она искренне недоумевала по поводу того, почему Эльдар Рязанов не зовет ее в новые свои фильмы и затаила обиду на режиссера.

Светлана Карпинская в роли Кати Ивановой
Рина Зеленая в фильме *Девушка без адреса*, 1957

Конечно, залогом успеха фильма был и удачно подобранный актерский состав, ведь даже в эпизодах снимались мэтры советского кино: деда главной героини блестяще сыграл Эраст Гарин, модельера из экспериментального ателье – Рина Зеленая, супружескую пару Комаринских – Зоя Федорова и Сергей Филиппов. Они появлялись на экранах всего на несколько мгновений, но этого было достаточно, чтобы зрители тут же запомнили их ярких персонажей и повторяли за ними фразы, ставшие крылатыми: «Советская девушка должна смело носить то, что мы внедряем!» (героиня Рины Зеленой в ателье), «Масик хочет водочки!» (персонаж Сергея Филиппова) и т. д.

Зоя Федорова и Сергей Филиппов в фильме *Девушка без адреса*, 1957
Кадр из фильма *Девушка без адреса*, 1957

В 1958 г. «Девушка без адреса» заняла второе место среди лидеров кинопроката, уступив «Тихому Дону» Сергея Герасимова. Комедию посмотрело 36,4 млн зрителей. Однако, несмотря на всесоюзное признание и зрительскую любовь, сам режиссер так и не изменил своего мнения. Он по-прежнему был убежден в том, что фильм очень проиграл из-за того, что в нем не снялась Людмила Гурченко, и позже не любил вспоминать о своей второй киноработе, считая ее гораздо проще и слабее «Карнавальной ночи».

Светлана Карпинская в роли Кати Ивановой
Кадр из фильма *Девушка без адреса*, 1957

Однажды в 1980-х гг. Рязанов заявил в интервью, что эта комедия могла бы стать более динамичной, более лиричной и более смешной, если бы на заре своей режиссерской карьеры он мог принимать решения самостоятельно. В своей книге «Неподведенные итоги» режиссер рассказал о съемках всех своих фильмов, кроме «Девушки без адреса», – очевидно, он считал эту работу незаслуживающей даже упоминания. К счастью, зрители с ним не были согласны – трогательная и лиричная комедия до сих пор вызывает у всех очень теплые чувства.

Светлана Карпинская в роли Кати Иваново

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится