Закадровые тайны фильма «Король-олень»: почему Валентина Малявина не дала режиссеру доснять финал
0
3
1,618
просмотров
7 лет назад, 30 ноября 2013 г., ушел из жизни знаменитый актер театра и кино, народный артист СССР Юрий Яковлев. Когда говорят о его киноработах, обычно упоминают легендарные фильмы «Гусарская баллада», «Иван Васильевич меняет профессию», «Ирония судьбы, или С легким паром!». Однако сам актер невысоко оценивал эти роли, ему были гораздо ближе другие образы – такие, как, например, король Дерамо в киносказке «Король-олень», о которой в наши дни вспоминают редко.

Какие страсти кипели на съемочной площадке и почему они помешали режиссеру доснять финал фильма – далее в обзоре.

Юрий Яковлев в роли князя Мышкина, 1958

Юрий Яковлев сыграл более 100 ролей в кино, однако настоящее признание и всенародную славу он получил уже в зрелом возрасте. Первая популярность пришла к нему в 30 лет, после роли князя Мышкина в экранизации романа Федора Достоевского. Многие критики до сих пор называют эту работу одной из лучших в его фильмографии и даже единственной ролью, соразмерной его таланту, но широкой публике он стал известен только после съемок в фильмах Эльдара Рязанова. Правда, первый из них – «Человек ниоткуда» – был разгромлен критиками в пух и прах и надолго отправлен на полку, но спустя год вышла «Гусарская баллада», которая превратила Юрия Яковлева в одного из самых успешных и востребованных советских актеров.

Кадр из фильма *Гусарская баллада*, 1962

К моменту съемок в киносказке Павла Арсенова «Король-олень» 40-летний Юрий Яковлев сыграл уже более 20 ролей и был популярным артистом. Но все его самые знаменитые роли были еще впереди. Так случилось, что самый большой успех имели его комедийные роли. Ему часто предлагали играть людей «из народа» и чудаковатых обывателей, которые не были ему близки по духу. На своего Ипполита из «Иронии судьбы» он просто не мог смотреть и выключал телевизор, когда вся страна в очередной раз наблюдала за любимым героем. Хотя творческая судьба Яковлева сложилась очень успешно, сам он считал, что всю жизнь играет совсем не те роли. Он чувствовал себя не в своей тарелке не только в этих образах, но и в своей эпохе. Актер признавался: «Каждый из нас понимает, живет ли он в свое время или не в свое. Я-то знаю точно, что попал не в свое. Должен был жить во второй половине XIX века. И я все время играл не тех, кого мне нужно было играть. Но попадания случались. Абсолютно точное, стопроцентное – Стива Облонский в «Анне Карениной».

Юрий Яковлев в роли Стивы Облонского в фильме *Анна Каренина*, 1967
Юрий Яковлев в фильме *Король-олень*, 1969

Юрий Яковлев действительно наиболее органично смотрелся в образах аристократов, и главную роль в киносказке «Король-олень», наверное, можно смело назвать одним из тех «попаданий», о которых говорил сам актер. На съемки в Ялту он ехал в предвкушении праздника, ведь режиссер Павел Арсенов собрал блестящий актерский состав: Олег Ефремов, Сергей Юрский, Олег Табаков, близкий друг Яковлева и его коллега по театру Владимир Шлезингер. Вместе с Яковлевым на съемки отправилась его жена Ирина Сергеева, которая позже вспоминала: «Снимали в Ялте, в горах, я была на этих съемках. Жара стояла жуткая. Но у нас сложилась замечательная компания. Там везде было полно всяких кафе, шашлычных. Естественно, в перерывах между съемками мы очень хорошо проводили время: ели, выпивали, разыгрывали друг друга, хохотали…».

Олег Ефремов в фильме *Король-олень*, 1969
Олег Табаков в фильме *Король-олень*, 1969

Атмосфера на съемках действительно была очень теплой и дружеской, и съемки могли бы пройти легко и быстро, если бы не одно «но». В своем фильме по мотивам одноименной сказки Карло Гоцци режиссер Павел Арсенова решил снять в главной роли свою жену – актрису Валентину Малявину. И на съемочной площадке разыгрались такие страсти, какие сказочным героям и не снились.

Кадр из фильма *Король-олень*, 1969
Павел Арсенов и Валентина Малявина

На тот момент Павлу Арсенову было 33 года, его самые известные режиссерские работы – «С любимыми не расставайтесь» и «Гостья из будущего» – были еще впереди. Когда-то в детстве он увидел фильм «Василиса Прекрасная» и решил, что непременно однажды и сам снимет кино в таком жанре. Свой режиссерский путь он начал с короткометражных фильмов. На съемках одного из них – «Подсолнух» – он познакомился с молодой актрисой Валентиной Малявиной. Она поразила его своей яркой красотой и талантом, и он потерял от нее голову. На тот момент Малявина была замужем за актером Александром Збруевым, но их отношения давно разладились – когда актриса снималась в фильме «Иваново детство» у Андрея Тарковского, у нее случился бурный роман с режиссером.

Валентина Малявина в фильме *Король-олень*, 1969
Юрий Яковлев в фильме *Король-олень*, 1969

Малявина приняла ухаживания Арсенова, развелась со Збруевым и вышла замуж во второй раз. У пары родилась дочь, но она ушла из жизни через несколько недель после появления на свет. Каждый из супругов переживал эту трагедию по-своему, и они начали постепенно отдаляться друг от друга. «После этого я поняла, что не смогу жить с Арсеновым», – признавалась позже актриса. «Король-олень» стал их последней совместной работой. Говорили, что режиссер поставил эту сказку специально для своей жены. Он надеялся на то, что совместная работа сблизит их.

Валентина Малявина в фильме *Король-олень*, 1969
Павел Арсенов в фильме *Путь к себе*, 1986

Хотя атмосфера на съемках была очень теплой, а актеры понимали режиссера с полуслова, не все получалось сразу. Павел Арсенов рассказывал: «Я очень люблю сказки – в каждой из них есть образ «живой» воды. И хотя бывают сказки и грустные, как «Король-Олень» Гоцци, но все равно они несут в себе свет, тепло, доброту. Именно к этому я стремился, когда по «Королю-Оленю» снимал свой фильм. Однако в процессе работы над картиной не все сразу складывалось. Признаться, я просто не понимаю многих своих коллег, которые говорят, что от начала и до конца знают, как снимать. У меня происходит по-другому: кажется, все просчитано, накануне съемок отчетливо представляю, что буду делать на площадке, и вдруг в какой-то момент появляется новая деталь и меняет все дело. Решения нет, как будто его и не было никогда».

Валентина Малявина в фильме *Король-олень*, 1969
Юрий Яковлев в фильме *Король-олень*, 1969

Финал сказки должен был быть классическим, но в фильме точка была поставлена до того, как главная героиня сделала свой выбор. Многие зрители обратили внимание на то, что финал был открытым. На самом деле он просто не был снят. Спустя 6 лет совместной жизни с Павлом Арсеновым у Валентины Малявиной начался роман с актером Александром Кайдановским, и для Арсенова это стало тяжелым ударом. Очевидно, под конец съемок актриса сообщила об этом мужу, и они с Малявиной разругались так, что она бросила съемки и уехала в Москву, хотя финал еще не был снят. Тем не менее режиссер завершил работу над фильмом, а открытый финал дал возможность зрителю самостоятельно сделать выводы и понять то, о чем не было сказано.

Валентина Малявина в фильме *Король-олень*, 1969

Успех фильма у зрителей обеспечила не только блестящая игра актеров, но и замечательная музыка Микаэла Таривердиева. А вокальные партии героини Валентины Малявиной исполнила молодая Алла Пугачева, для которой это была первая совместная работа с Таривердиевым. Позже певица вспоминала о композиторе с благодарностью: «Это веха в моем творчестве. Вокруг него столько певиц было интересных! А доверить партию главной героини в «Короле-олене» – почему-то он именно мне доверил… Он называл меня ребенком, как правило. Я была такой худенькой тростиночкой и достаточно чистым существом. Он говорил, что я ребенок из благородных мещан. Ему это очень нравилось и совпадало с его понятиями о чистоте. И его чистые роли в кино нужно было озвучивать. Я озвучивала «Короля-оленя» и «Иронию судьбы». И в том, и в другом случае героинями были любящие, ранимые, беззащитные, как дети внутри себя. И он почувствовал это во мне».

Валентина Малявина в фильме *Король-олень*, 1969
Кадр из фильма *Король-олень*, 1969

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится