Жан-Жак Каффиери (Jean-Jacques Caffieri; 29 апреля 1725 — 21 апреля 1792 гг.) — знаменитый французский скульптор XVIII века, яркий представитель академизма. Жан-Жак Каффиери прославился изготовлением мраморных погрудных изображений выдающихся деятелей культуры и науки, скульптурных композиций на библейскую и мифологическую тематики. Лучшие шедевры творчества мастера в наши дни украшают коллекции крупнейших французских музеев, а его биография представляет собой образец успешной карьеры талантливого и трудолюбивого художника.
Жан-Жак Каффиери был наиболее известным, но далеко не единственным представителем семейной династии скульпторов. Помимо него, значительный вклад во французское искусство внесли его дед Филипп (Philippe Caffieri), дядя Франсуа-Шарль (François-Charles Caffieri), отец Жак (Jacques Caffieri), двоюродные братья Шарль-Филипп (Charles-Philippe Caffieri) и Шарль-Мари (Charles-Marie Caffieri), а также родной старший брат Филипп (Philippe Caffieri).
Биография Жан-Жака Каффиери
Жан-Жак Каффиери родился 29 апреля 1725 года в Париже в семье выходцев из Италии. Его дед Филипп еще в 1660 году по приглашению кардинала Мазарини приехал во Францию, женился и остался здесь жить навсегда. Первым наставником Жан-Жака был отец, который обучил сына основам скульптурного искусства в своей мастерской.
Но для получения профессионального образования занятий с отцом было недостаточно. Поэтому в 16-летнем возрасте Жан-Жак поступил в Национальную академию искусств, в класс профессора Жана-Батиста Лемуана (Jean-Baptiste Lemoyne). Под руководством опытного мастера Каффиери в 1748 году выиграл конкурс на получение Римской премии и уехал в столицу Италии, чтобы продолжить обучение на родине Микеланджело (Michelangelo) и Донателло (Donatello).
Художник прожил на Апеннинском полуострове до 1753 года, а затем вернулся в Париж и до конца жизни уже не покидал пределы родного города. Он никогда не был женат и не имел детей, полностью посвятив свою жизнь служению искусству. Первые скульптурные композиции Каффиери создал еще во время обучения в Италии, но работы раннего периода творчества мастера до наших дней не сохранились.
1757 год стал переломным в карьере художника. Именно тогда Жан-Жаку Каффиери присвоили звание почетного члена Королевской академии искусств, а его творения впервые были выставлены на Парижском салоне. С тех пор мастер постоянно принимал участие в ежегодных выставках, приобрел покровительство Людовика XV и вскоре был назначен на престижную должность придворного скульптора.
По поручению монарха художник занялся изготовлением скульптур для Comédie-Française. Для декоративной отделки интерьера знаменитого театра Каффиери создал целый ряд бюстов и памятников выдающихся деятелей искусств: артистов, композиторов и драматургов. В знак признания его заслуг руководство «Комеди Франсез» даровало художнику пожизненное право бесплатного посещения всех спектаклей.
В 1773 году Жан-Жак Каффиери стал профессором Королевской академии художеств и занимал эту должность почти 20 лет, а среди его студентов особо стоит отметить Жана-Жозефа Фуку (Jean-Joseph Foucou). Но наибольшую известность Каффиери приобрел благодаря созданию серии портретных бюстов современников в несколько идеализированной манере.
Последние годы жизни мастера пришлись на смутные времена Великой Французской революции. Авторитетный скульптор тяжело переживал крушение старых порядков, потерял большинство своих заказчиков и за несколько лет до смерти перестал принимать участие в Парижских салонах. А 21 апреля 1792 года Жан-Жак Каффиери умер в своем доме в возрасте 67 лет. К сожалению, до наших дней могила выдающего художника не сохранилась.
Самые известные работы Жан-Жака Каффиери
Гениальный французский скульптор за долгую карьеру создал более сотни прекрасных шедевров своего творчества. И все же, к числу самых известных работ Жан-Жака Каффиери относятся:
- «Божество реки» (1759) — скульптурная композиция на мифологическую тематику, за которую художник получил звание действительного члена Академии искусств. В наши дни она украшает один из залов знаменитого Лувра.
- «Бюст-портрет молодой женщины» (1770) — прекрасный образ юной современницы мастера, изготовленный из обожженной глины. Скромный взгляд героини направлен в сторону от зрителя, а ее лицо является олицетворением нежности и женской красоты.
- «Пьер Корнель» (1779) — скульптурный памятник основоположнику французской трагедии. Художник изобразил драматурга с пером в руке, восседающим в кресле в минуты раздумий над очередным гениальным шедевром.
- «Жан-Батист Мольер» (1787) — скульптурный портрет великого комедиографа в парадном одеянии. Несмотря на то, что Мольеру на момент смерти был всего 51 год, скульптор изобразил персонажа в образе умудренного старика, уставшего от житейских забот.
Жан-Жак Каффиери по праву считается одним из величайших французских скульпторов-портретистов XVIII всех времен. Он оставил потомкам плеяду прекрасных образов своих современников — выдающихся людей эпохи Просвещения.