Краткая биография
Винсента Ван Гога, безусловно, можно охарактеризовать как неординарного художника. Он бросил школу в возрасте пятнадцати лет. Вместо того чтобы готовиться к изучению теологии, Винсент предпочитал бродить по городу и сельской местности. Он проповедовал слово Божье шахтёрам в Бельгии, а также раздавал своё имущество, спал на полу и заслужил прозвище «Христос угольной шахты».
А в возрасте двадцати семи лет он решил стать художником, что само по себе вызывало общественное неодобрение. Винсент влюбился в беременную проститутку в 1882 году и решил жить с ней, но эти отношения вскоре распались. Затем в 1888 году у него началось психическое заболевание. После ссоры с коллегой-художником Полем Гогеном Винсент пригрозил ему бритвой, а позже изуродовал собственное ухо, которое подарил местной проститутке. В период крайнего замешательства он съел немного своей масляной краски.
Проведя два года в условиях финансовой нестабильности и живя в вечном страхе, что панические атаки и психическое расстройство вновь дадут о себе знать, Винсент покончил с собой 27 июля 1890 года. Он, конечно, считался «сумасшедшим» по стандартам того времени и носил титул измученного художника, но вопрос всё ещё остается открытым: был ли Ван Гог действительно безумным гением, как о нём говорили.
Живопись и ментальное здоровье
Учёные, историки и искусствоведы задаются вопросом о том, являлось ли его желание рисовать, несмотря на болезнь безумием или же исходило исключительно из здравого смысла. Принято считать, что момент, когда Винсент искалечил своё ухо в 1888 году, положил начало неопределённости, которая продолжалась до его смерти. На следующее утро он был госпитализирован, но через две недели выздоровел, несмотря на то, что врачи хотели отправить его в психиатрическую больницу.
Во время своих приступов Винсент был совершенно сбит с толку и понятия не имел, что он говорит или делает. После того, как он выписался из лечебницы, в скором времени художника вновь стали одолевать приступы и он решил лечь в психиатрическую больницу Сен-Поль де Мозоль в Сен-Реми. Винсент провёл в больнице целый год, в течение которого постоянно рисовал. Живопись казалась хорошим способом отвлечься от болезни, но он не мог рисовать во время приступов, да и персонал не позволял ему делать это во время психических расстройств. Чередование периодов кризиса и восстановления ознаменовало остаток его пребывания Сен-Поль де Мозоль. После года, проведённого в больнице, Винсент в мае уехал в Овер. Неуверенность в своём будущем и болезнь загнали его ещё глубже в одиночество и депрессию. Тем не менее, он оставался продуктивным и продолжал верить в выздоровление с помощью живописи.
Трудно сказать, какая же на самом деле была болезнь у Винсента и у многих врачей до сих пор нет однозначного ответа на этот счёт. Врачи Винсента диагностировали у него эпилепсию, термин, используемый для обозначения различных видов психических расстройств в XIX веке. С тех пор Ван Гогу было поставлено множество диагнозов, включая шизофрению, биполярное расстройство и БПР, и это лишь некоторые из них. До того, как он отрезал себе ухо в декабре 1888 года, не было обнаружено никаких признаков тяжёлой болезни. Карл Ясперс, образованный психиатр, написал следующее после посещения Зондербунда в Кёльне в 1912 году: «Ван Гог был единственным по-настоящему великим и невольно «безумным» человеком среди стольких, кто всячески притворялся сумасшедшим, на самом деле оставаясь нормальным…»
Ясперс был первым врачом, который проанализировал болезнь Ван Гога в связи с его искусством. В 1922 году он опубликовал исследование, в котором ошибочно связывает изменения в искусстве Винсента с началом психоза. Столетие спустя медицинские эксперты всё ещё пытаются определить, был ли Ван Гог безумным гением. В недавнем исследовании (Willem A. Nolen, 2020) авторы пришли к выводу, что Винсент страдал от нескольких расстройств или болезней, которые усугубились после увеличения потребления алкоголя в 1886 году в сочетании с отсутствием правильного питания. В заключении исследования авторы отделяют его искусство от болезни: «Несмотря на все эти проблемы, которые способствовали его болезням, Ван Гог был не только великим и очень влиятельным художником, но и умным человеком с огромной силой воли, стойкостью и настойчивостью».
Ещё одна тема, которая ставит вопрос «был ли Ван Гог безумным гением» под сомнение — это его собственные отношения со своей болезнью. Винсент упоминает о своей болезни и о том, как она повлияла на его работу, в письмах к своему брату Тео в последние годы своей жизни. Художник не работал и не писал во время большинства своих кризисов или периодов, когда он был сбит с толку, подавлен и страдал галлюцинациями. Тем не менее, он работал во время своих последних кризисов, и в письме к Тео упоминает: «Пока я был болен, я всё же написал несколько небольших полотен по памяти, которые вы увидите позже».
В последний месяц своей жизни, после визита Тео, Винсент написал: «С тех пор я написал ещё три больших полотна. Это огромные просторы пшеничных полей под неспокойным небом. Таким образом я постарался выразить грусть, одиночество и своё беспокойство. И я искренне верю в то, что эти полотна расскажут вам гораздо больше любых слов».
Болезнь изменила его взгляд на жизнь и, как следствие, на искусство. В конце концов, он действительно почувствовал, что художественные амбиции истощили его. В записке, найденной в его кармане, когда он пытался покончить с собой, написано: «Ну что ж, я рискую своей жизнью ради своей собственной работы, и мой разум наполовину погряз в этом...»
Вдохновение и вклад
Ван Гог презирал любые стилистические догмы в искусстве. Он говорил о форме и цвете как о независимых компонентах искусства и инструменте описания реальности, как это видно в академическом искусстве. Для него технические навыки и сила выражения были равны. Художника, который рисует с подлинным выражением, не беспокоясь о соответствии академической доктрине, нельзя критиковать как плохого художника. Картина «Череп с горящей сигаретой» — это насмешка Винсента над его учебным планом рисования в Академии в Антверпене. Скелеты, использованные в качестве основы для изучения анатомии, представляли собой противоположность тому, чего Винсент хотел достичь своей живописью. «Череп с горящей сигаретой» даёт гротескный намёк на жизнь.
Его вклад в мир искусства и мир через его искусство, кажется, превосходит их. Возможно, он продал не так уж много картин, но тем не менее, Винсент не остался в тени своих коллег-художников. Выставки его работ проложили путь для развития молодого поколения современных художников.
Шесть картин Винсента были выставлены в Брюсселе в начале 1890 года на групповой выставке бельгийской ассоциации художников Les Vingt. Это объединение стало первой попыткой создать форум для международного авангарда. Искусствовед Альберт Орье опубликовал положительную статью о творчестве Ван Гога, и одна из картин, «Красный виноградник», была продана во время выставки.
Это был не первый случай, когда его работы были приняты и оценены в художественных кругах. Десять картин, выставленных в 1890 году, были встречены положительно. В Париже Винсент познакомился с Анри де Тулуз Лотреком, Камилем Писсарро, Полем Гогеном и Эмилем Бернаром. Он узнал об импрессионизме и дивизионизме. Его мазки стали более свободными, палитра - светлее, а пейзажи - более импрессионистскими. Винсент был одним из первых художников, который рисовал на пленэре по ночам. Он начал использовать свою знаменитую спиральную линию только после того, как его приняли в Сен-Реми. Взяв «Звёздную ночь» в качестве одного из самых известных примеров, можно увидеть ту самую динамику, о которой все говорят. То, как он использует цвет в своих картинах, эффективно демонстрирует его понимание того, что цвет можно использовать как средство выражения эмоций.
Заключение
Непосредственное влияние Винсента на мир искусства ощущалось в начале ХХ века, когда появились новые поколения художников с жаждой экспериментов. В их случае было не важно, был ли Ван Гог безумным гением или нет. Для них он был художником, который проложил путь к новому типу художественного самовыражения.
Три художника, считающиеся ядром неформальной группы фовистов, Андре Дерен, Анри Матисс и Морис де Вламинк, впервые встретились на ретроспективной выставке Винсента в галерее Гупиль в 1901 году. Его эмоционально заряженная манера письма особенно сильно повлияла на молодого Мориса. Неправильные представления о болезни Винсента в то время привели Вламинка к его собственной интерпретации искусства Ван Гога. В спиралевидных линиях Винсента и технике импасто он видел примитивные импульсы, которые вдохновляли его собственные картины.
Отправившись на восток, в Германию, две группы художников-экспрессионистов, Die Brücke и Der Blaue Reiter, создали произведения искусства с доминирующими цветами высокой интенсивности и эмоциональностью, частично вдохновлённые искусством Ван Гога и Гогена. Контролируемая деконструкция Винсентом естественных форм и усиление естественных цветов в его творческом процессе — это то, что отчасти вдохновило экспрессионистов. В Германии Ван Гога приняли за прототип современного художника, а экспрессионистов часто критиковали за поверхностное подражание ему.
Так был ли Ван Гог безумным гением? Можно смело сказать, что на творчество Винсента напрямую не повлияло его психическое заболевание. Его стиль, техника и сюжеты всегда были художественным выбором. Учитывая, что его искусство было предназначено для выражения эмоций, кажется неизбежным, что его психическое состояние нашло отражение в его искусстве. Его страдания, безумие, депрессия и неуверенность всегда были частью этого, но редко становились центром его работы. Его могли бы считать «сумасшедшим», но то, как он смотрел на природу и использовал цвет для выражения своих собственных эмоций, сделало его «безумным гением», вдохновившим не одно поколение художников.