«Знахарь»: что осталось за кадром фильма и как сложились судьбы актеров спустя 38 лет
0
14
17
1,890
просмотров
В Польше кинофильм «Знахарь» (1982)в постановке режиссера Ежи Гофмана и по сегодняшний день считается одним из самых удачных отечественных фильмов ХХ столетия, который имел невероятный успех по всему миру.

Трогательная история известного профессора медицины, потерявшего семью и память, ставшего деревенским знахарем, который в результате спас свою дочь и вернул прежнюю жизнь — стала для жителей Польши в годы правления военного режима, воплощением известной латинской поговорки «Пока дышу, надеюсь». Об этих фактах и многих других, связанных с созданием фильма - далее, в обзоре

Кадр из кинофильма «Знахарь».

«Знахарь» оказался одним из самых пронзительных фильмов о вере и возможности изменить жизнь. С момента его премьеры прошло уже почти четыре десятилетия, а он не утратил своей актуальности. Эту киноленту до сих пор смотрят, пересматривают и обсуждают. Благодаря ему режиссер картины Ежи Гофман вмиг получил всемирную славу, как и исполнители главных ролей. Наверняка многим нашим читателям интересно будет узнать, как же сложились судьбы актеров культового фильма. Об этом вы узнаете чуть позже. А ведь не менее интересна сама история экранизации этого романа.

Первая экранизация «Знахаря» (1937)

Первая экранизация «Знахаря» (1937) Кадры из к/фильма «Знахарь» (1937 год.) Режиссер Михаил Вашиньски.

Что любопытно, первая версия этого кинофильма была снята еще в 1937 году режиссером Михаилом Вашиньски. Однако, изначально написанный как киносценарий, «Знахарь» был неожиданно отвергнут на киностудии. Тогда Доленга–Мостович переделал его в полноценный роман, который, наконец, заинтересовал киноматографистов. Именно тогда и была осуществлена первая экранизация «Знахаря». На волне успеха в 1939–м по новому роману «Профессор Вильчур» было снято продолжение. И буквально сразу Доленга–Мостович написал сценарий для третьего фильма «Завещание профессора Вильчура». Но работу над фильмом прервала вторая мировая, и закончить его все–таки смогли спустя несколько лет.

Предыстория создания кинофильма Ежи Гофманом

Предыстория создания кинофильма Ежи Гофманом Ежи Гофман (Jerzy Hoffman) - польский кинорежиссер и сценарист.

Когда польский режиссер Ежи Гофман, известный зрителю на то время по двум батальным постановкам из исторической трилогии Генрика Сенкевича «Потоп» (1974) и «Пан Володыёвский» (1969), задумал экранизировать «Знахаря», и коллеги, и критики, и пресса весьма скептически отнеслись к самой идее режиссера. "Не ко времени", - гудели все вокруг. Шел 1980 год, вся Польша буквально кипела уличными протестами, забастовками и «Солидарностью». Культурная богема на тот момент, когда страна переживала не лучшие времена, была остро озабочена происходящим, а именно конфликтными отношениями общества и власти, поэтому и считала совершенно неуместной слезную мелодраму с достаточно банальным сюжетом.

Кадр из кинофильма «Знахарь».

Некоторые коллеги по цеху идею Ежи Гофмана восприняли едва ли не как творческое предательство. «Вокруг безумствовали вихри истории, вокруг раскаленные добела политические страсти... А мы жили совсем в другом мире», — вспоминал о работе над фильмом спустя годы Ежи Гофман. Однако в декабре 1981 года генерал Войцех Ярузельский ввел в стране военное положение, «праздник непослушания» в Польше прекратился, и обстановка в корне изменилась. А режиссер Гофман приступил к съемочному процессу.

Триумф киноленты

Триумф киноленты «Знахарь»

«Знахарь» Ежи Гофмана попал в точку. Романтическая история, казалось бы, такой далекой, красивой жизни 30–х годов буквально разукрасила зрителям серые будни. «Знахарь», вышедший на польские экраны в апреле 1982 года, хотя и косвенно, но нес собой надежду и веру в то, что, пройдя тяжелые испытания, все в итоге закончится хорошо. Зрители покидали кинотеатры, растроганные до слез, а критикам и недоброжелателям оставалось лишь скрежетать зубами...

Летом польский фильм «Знахарь» появился и на широких экранах необъятного Советского Союза. Трогательная история о варшавском профессоре медицины Рафале Вильчуре, в одночасье потерявшего семью и память, растрогала до глубины души и советскую многомиллионную аудиторию зрителей.

Белорусский след в кинофильме

Однако самым значимым и близким эта кинолента оказалась для жителей Белоруссии, и хотя в фильме напрямую об этом не говорилось, многие догадались, что сюжет картины развивается на территории довоенной Западной Белоруссии. И это совсем неудивительно, ведь автор романа Тадеуш Доленга–Мостович, по которому был снят кинофильм, являлся уроженцем Витебщины. Известный в свое время журналист и писатель нередко использовал для своих произведений привязку к западно белорусским городам и местечкам.

Магазин в городе Бельск-Подляски, где в 1981 году снимался фильм «Знахарь». /Наши дни/ . ¦ Фото Александра Будая

К слову сказать, белорусскую провинцию Ежи Гофман снимал в городе Бельск–Подляски (Бельск-Подляшский). Этот город с начала 19 века, будучи в составе Российской империи, относился к Западной Белоруссии. Лишь после Второй мировой эта территория отошла к Польше. Здесь до сих пор сохранился белорусский колорит и, прогуливаясь по старым улочкам, можно прикоснуться к истории, такой далекой по времени и трогательно близкой. И сегодня достопримечательностью города является тот самый магазинчик, где работала Марыся. К слову, есть белорусский след и в судьбе исполнительницы главной роли Анны Дымной, сыгравшей Марысю. Но об этом вы узнаете в следующем нашем обзоре.

Несколько слов о сюжете к/ф «Знахарь», ставшего культовым.

Несколько слов о сюжете к/ф «Знахарь», ставшего культовым. Рафал Вильчур. Кадр из кинофильма «Знахарь».

Упорядоченная и отлаженная жизнь талантливого хирурга профессора Рафала Вильчура в один миг развалилась как карточный домик: от него ушла жена вместе с маленькой дочерью. В тот же день он подвергся покушению и оказался на улице без денег и документов. Но, самое страшное - от удара по голове, он потерял память. Цепочка трагических событий кардинально изменила всю дальнейшую судьбу Рафала, который теперь даже имени своего не помнил.

Кадр из кинофильма «Знахарь».

Несчастному, волею случая, удалось заполучить документы на чужое имя...Нищенствуя и скитаясь, теперь уже под именем Антония Косибы, главный герой находит приют в семье одного мельника и спасает его прикованного к постели сына. С тех пор за Антонием закрепилась слава «знахаря». Главный герой как-то в местной лавке встречает очаровательную девушку Марысю, которая своей внешностью напомнила Антонию образ женщины из далекой забытой жизни. Но как ни старался он что-либо вспомнить, ничего не вышло.

Кадр из кинофильма «Знахарь».

Параллельно в фильме развивается еще одна сюжетная линия - любовные отношения двух молодых людей. А именно бедной сироты Марыси и знатного молодого графа Лешека Чиньского, родители которого, по законам жанра, категорически были против этих отношений. Но молодой граф был влюблен без памяти, и никакие запреты родителей не могли остановить молодого человека.

Кадр из кинофильма «Знахарь».

Однако влюбленная пара попадает в аварию, в результате чего молодой человек отделался легкими травмами, а вот несчастная девушка оказалась на грани жизни и смерти. Доктор, которого пригласили к умирающей констатировал, что травмы, полученные Марысей, несовместимые с жизнью.

Кадр из кинофильма «Знахарь».

Антоний Косиба стал свидетелем страшного "приговора", и желая помочь несчастной девушке, он крадет хирургические инструменты и, сам того не осознавая, проводит высококвалифицированную хирургическую операцию. Девушка выжила, Косибу арестовали за воровство медицинских инструментов, а окрепший после болезни граф, думая, что его невеста погибла, решил покончить с жизнью. Однако, от слуги узнав, что родители намеренно его ввели в заблуждение, тут же отправляется к возлюбленной с огромным букетом роз.

Кадр из кинофильма «Знахарь».

Впечатляющая развязка фильма, разумеется, более чем оптимистична: на судебном процессе было доказана невиновность подсудимого, а также и то, что Знахарь Антоний Косиба является никем другим как известным хирургом профессором Рафалом Вильчуром, и отцом Марыси. В одночасье профессор Вильчур обретает дочь после утраты состояния, личности и памяти, после тюремного заключения и многолетних скитаний. В финальной сцене фильма зритель видит как Рафал, Марыся и Лешек приносят цветы на могилу Беаты Вильчур, умершей от простуды несколько лет тому назад.

Кадр из кинофильма «Знахарь».

Ну, скажите, кого могла оставить такая душещипательная история равнодушным... Публика заливалась слезами, сопереживая главным героям. Даже скептикам не оставалось повода для злословия. Несмотря на банальный сюжет, благодаря потрясающему мастерству режиссера и актеров, фильм совершенно не походил на мыльную оперу, он был преисполнен искренности и живых душещипательных эмоций.

Что же осталось за кадром польского фильма

Одним из самых ярких эпизодов, неоспоримо, является момент, когда молодой граф, приказав срезать в саду все розы и письменно простившись с родителями, был готов распрощаться с жизнью на могиле возлюбленной. Однако, в последний момент он узнает о ее счастливом выздоровлении. С букетом желтых роз он мчится, чтобы рассыпать цветы у ног любимой девушки.

Кадр из кинофильма «Знахарь».

Так вот, эти очаровательные розы оказались самыми дорогими во всей истории польского кино. Перед съемкой этого эпизода декоратору было поручено найти в Бельске самый красивый букет роз. Каково же было недоумение у съемочной группы, когда тот явился со скромным букетиком розочек, которые смахивали на чайные. Что было поделать - страна тогда жила в условиях тотального дефицита. Но режиссер тут же выдвинул ультиматум: не будет роз — не будем снимать. И это означало срыв съемочного процесса, за что никто по головке не погладит. Поэтому в экстренном порядке было принято решение отправиться за цветами на такси за двести километров в Варшаву. На столичном рынке было куплено несколько десятков действительно прекрасных желтых роз и доставлено на съемочную площадку.

Кадр из кинофильма «Знахарь».

Как вспоминал актер Томаш Стокингер:«... счет был астрономический. Такие цветы могли позволить себе в те времена лишь иностранцы. Когда розы, наконец приехали, Гофман потратил огромный метраж купленной за иностранную валюту пленки лишь на одну эту сцену. Можно было сделать два, в крайнем случае, три дубля. Он сделал их одиннадцать. Со стороны могло показаться, что тут особенного: розы падают на землю, чего тут дублировать. Но Гофман знал свое дело, сцену запомнили все зрители».

Как сложились судьбы актеров фильма спустя 38 лет...

Ежи Бинчицкий — Рафал Вильчур

Ежи Бинчицкий — Рафал Вильчур Рафал Вильчур. / Ежи Бинчицкий.

Родился в 1937 году. Актер, связавший почти всю жизнь со Старым театром в Кракове. Кроме «Знахаря», наши зрители могли его видеть в фильмах «Щит и меч» и «Пан Тадеуш» в постановке Анджея Вайды.

Исполнитель главной роли в фильме «Знахарь» скончался от сердечного приступа в возрасте 61 года в 1998 году. Так профессионально, как в «Знахаре», его актерскому таланту, увы, больше не суждено было раскрыться. Мало кто знает, что Ежи Бинчицкий являлся членом партии демократов и даже баллотировался в сенат, но не смог набрать нужное количество голосов. Это было в далеком 1991 году.

Анна Дымна — Марыся

Анна Дымна — Марыся Марыся. / Анна Дымна.

Родилась в 1951 году. Популярная актриса продолжает активную карьеру в кино и театре. Уделяет много внимания общественной жизни и благотворительности.
Всего на счету польской актрисы более 250 театральных ролей и ролей в кино и на телевидении. В 1990 Анну пригласили на роль Маргариты в польской киноверсии романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Эта кинолента получила хорошие отзывы, как у зрителей, так и у критиков. Анна Дымна была замужем трижды. По признанию самой актрисы, самое большое влияние на нее оказал первый муж, трагически умерший еще до ее работы над «Знахарем». Им был Веслав Дымны, польский актер и сценарист.

Анна Дымна в роли Мари Вильчур.

Сейчас актрисе уже 69 лет. В короткометражном фильме 2015 года «Dzie babci» («День бабушки») в ней уже не узнать прекрасную Марысю. Но, невзирая на это о своем возрасте и внешности актриса говорит с оптимизмом: "Это фантастика, что мне больше не нужно беспокоиться о моей внешности. Если вы молодая актриса, вы всегда можете услышать: вы мало спали, вы опухли, выпрямитесь… А теперь, чем хуже я выгляжу, тем лучше".

Томаш Стокингер - Лешек Чиньский

Томаш Стокингер - Лешек Чиньский Лешек Чиньский./ Томаш Стокингер.

В роли молодого графа Лешека Чиньского, Ежи Гофман видел Даниеля Ольбрыхского, уже сыгравшего в его фильмах «Пан Володыевский» и «Потоп» знаковых персонажей. Однако актер отказался, считая, что в его возрасте (известному актёру было уже тридцать шесть) играть молодого человека как-то не к лицу. Тогда выбор режиссера пал на Томаша Стокингера (1955 г.р.), не известного актера, который до сих пор считает съёмки «Знахаря» одним из лучших периодов в своей жизни.

Томаш Стокингер в роли Лешека Чиньского.

Хотя тогда многим показалось, что молодому актеру роль богатого аристократа далась непросто. Но, зато с Анной (Марысей) на съемочной площадке они целовались более чем по–настоящему. Как вспоминал Томаш спустя годы: «Любили мы сцены с поцелуями, часто просили сделать еще один дубль. Думаю, была у нас с Анной, как теперь говорят, своя химия».

Дальнейшую актерскую карьеру Томаш попытался устроить за океаном, где он жил и работал около 10 лет. А вернувшись на родину, пошел на службу в театр «Квадрат», позже в «Сирену».

Актеры второстепенных ролей

Актеры второстепенных ролей Мельник Прокоп. / Бернард Ладыш.

Бернард Ладыш - (мельник Прокоп). Родился в 1922 году в Вильно. Известен в Польше в первую очередь как оперный певец. В 2016 году ему была вручена награда за музыкальное творчество - Золотой Фредерик.

Соня. / Божена Дыкель.

Божена Дыкель (Соня, невестка Прокопа) Родилась в 1948 году в Грабове. До недавнего времени актриса служила в разных театрах Варшавы. А ее фильмография пестрит многочисленными и разноплановыми ролями. Среди ее лучших киноработ можно выделить фильм «Аварийный выход». Сейчас актрисе 72 года, и она для своего возраста выглядит просто потрясающе.

Василь, сын мельника. / Артур Барцись.

Артур Барцись (Василь, сын мельника). Родился в 1956 году. Продолжает актерскую карьеру в кино и варшавском театре.

Граф Чиньский. / Игорь Смяловский.

Игорь Смяловский (граф Чиньский). Родился в Москве в 1917 году. Актерскую карьеру начал в Вильно. Опубликовал несколько книг воспоминаний и театральных историй. Умер в 2006 году.

Три поколения «Знахаря»

В 2016 году группа энтузиастов сняла продолжение «Знахаря». В новой киноленте режиссера Шимона Новака под названием «Капкан» («Wnyki») сыграли звезды польского кинематографа, игравшие в экранизации 1982 года: Станислава Целинская, Божена Дыкель, Томаш Стокингер, а также Артур Барцись. Киноленту также снимали в городе Бельск–Подляски на средства местного бюджета. Это уже современная история молодых людей, которая переплетается с судьбой внучки профессора Вильчура.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится