«Когда человек улыбается, смеется, восхищается или сострадает, он становится чище и лучше» - делился своими мыслями актер. Однако не каждому зрителю известно, что некоторые из ролей, сыгранных любимым артистом, могли получить совершенно иное воплощение, а некоторые кинофильмы и вовсе могли не дойти до нас.
«Берегись автомобиля», 1966 год
На воплощение роли предприимчивого продавца комиссионного магазина великий режиссер Эльдар Рязанов пригласил Миронова практически сразу. Ведь сценарий, написанный с участием кинодраматурга Э.Брагинского, описывал Диму Семицветова упрощенно, и требовалась творческая доработка. Вспоминая, Эльдар Александрович говорил: «Требовался актер… который обогатит роль своей индивидуальностью, выдумкой, мастерством». Однако существовало опасение, что кандидатуру Миронова может не принять вышестоящее начальство.
В те времена существовала жесткая установка: если актер однажды сыграл положительного политического деятеля, то идеологически неверно доверить ему сыграть жуликоватого киногероя. Совсем недавно Андрей Миронов воплотил в жизнь роль одного из идеологов мировой революции Фридриха Энгельса в фильме «Год как жизнь» (1966 год), и такое амплуа могло сыграть злую шутку в последующей карьере актера. Впрочем, и кандидатуру Смоктуновского по этой же причине пришлось отстаивать у принципиального художественного совета - будущий «благородный воришка» к моменту съемок комедии успел сыграть роль лидера Октябрьской Революции.
«Бриллиантовая рука», 1969 год
На роль Козодоева в любимой зрителями комедии претендовали несколько актеров, но главная конкурентная борьба разгорелась между Андреем Мироновым и Георгием Вициным. В конечном итоге роль досталась Миронову. Его творческой находкой стал неподражаемый жест его героя – современного модного щеголя с аристократичными манерами – легкий высокомерный кивок головой с откидыванием челки.
После урезания некоторых незначительных сцен фильм был принят худсоветом с единодушным восторгом. Однако угроза быть отправленным на полку появилась совсем с неожиданной стороны. После предварительного показа в «компетентные органы» попало письмо от «группы ленинградских жителей». В нем делался упор на антисоветскую пропаганду, сатиру на жизнь современного общества и т.п. «Благожелатели» писали о том, что в фильме с помощью «хитроумной шутки» создатели стараются перечеркнуть все достижения советского идейного воспитания. «А ведь этот фильм, где играют популярные артисты, будут смотреть рабочая молодежь, студенты, воины» - писали они. На наше счастье, добрую комедию получилось сохранить.
«12 стульев», 1976 год
Главная роль артиста в фильме Марка Захарова «12 стульев» стала едва ли не самой яркой в карьере Миронова. Великий комбинатор в его исполнении – это артист, которому без публики не нужны ни деньги, ни стулья. В каждой жизненной ситуации он разный – он может быть и мечтательным одиночкой, и талантливым рационалистом, и конечно же, всеобщим любимцем. Как описывал своего героя Андрей Миронов в беседе с журналистами, «вся его беда в том, что он не находит достойного применения своему таланту, его энергия и фантазия тратятся щедро, но в конечном итоге бесцельно. И оттого Остап – фигура драматическая».
Однако эту точку зрения совершенно не разделял еще один автор-постановщик истории И.Ильфа и Е.Петрова. Киноверсию, снятую Захаровым, Гайдай назвал «уголовным преступлением». В его решении Остап Бендер имел более легкий и азартный характер настоящего авантюриста. Возможно, именно поэтому отбор на эту роль в его фильм так и не прошел Андрей Миронов.
«Обыкновенное чудо», 1979 год
В музыкальном телефильме Марка Захарова Миронову досталась роль министра-администратора. Хотя в театральной постановке пьесы Евгения Шварца эту роль исполнял совершенно другой актер. Возможно, свою роль сыграли артистизм и вокальные данные Миронова, ведь в этом мюзикле он исполнил целых три композиции – больше, чем кто бы там ни был. Однако с одной из них случился смешной конфуз. Строгий художественный совет усмотрел в песне «Хорошо, когда женщина есть» весьма явный сексуальный подтекст.
Чиновники неверно истолковали некоторые фразы: «А бабочка крылышками Бяк-бяк-бяк-бяк», «Он ее, голубушку, шмяк-шмяк-шмяк-шмяк» и т.п. Конечно же, во времена советских песен обычно смысл песен был весьма прямолинеен, а тут какая-то двусмысленность. Этот музыкальный номер с актером чуть было не вырезали из картины. Вот и пришлось сценаристу и режиссеру Марку Захарову долго доказывать, что в припеве песни просто рассказывается о маленьком воробушке, у которого появилось обычное желание - съесть бабочку. После некоторого раздумья легкомысленную песенку позволили включить в фильм.
«Невероятные приключения итальянцев в России», 1974 год
Сценарий этого фильма так бы и пылился на полках киностудии «Мосфильм», если бы не счастливая случайность. Дело в том, что итальянская компания во главе с продюсером Дино Де Лаурентисом оказалась в финансовом долгу после съемок совместного фильма «Ватерлоо». А так как отдавать деньги никто не хотел, то стороны сошлись в решении придумать новый проект. Нашелся сценарий под рабочим названием «Спагетти по-русски» Брагинского и Рязанова.
Однако итальянцы требовали большей экспрессии, и история со львом была дополнена сценами погони и эффектными трюками. Роль капитана милиции была написана специально под Андрея Миронова. Как вспоминал актер, интернациональная команда артистов и съемочной группы вдохновляла его на более самоотверженную игру – «в их глазах мне не хотелось ронять престиж советского кинематографа». Поэтому многие трюки актер исполнял сам. Так, ради крупного плана он висел на мосту на 30-метровой высоте, спускался на ковровой дорожке с 6-го этажа гостиницы «Астория» и контактировал с живым львом.
«Человек с бульвара Капуцинов», 1987 год
И снова сценарий, который никак не мог найти достойного воплощения. Идея всем казалась интересной, но вот заняться съемками настоящего американского вестерна решилась лишь Алла Сурикова. И первое, что она сделала – это заручилась согласием Андрея Миронова. Роль благородного мистера Джонни Феста показалась артисту симпатичной, но сценарий не понравился, и он отказался. Алле Ильиничне пришлось устроить настоящую осаду, пока в конце концов не удалось растрогать актера.
Она посетовала о том, что эта история о самоотверженном человеке, задумавшем переустроить мир с помощью «синема», и дальше будет пылиться на полке, так как никого иного кроме Миронова она не видит в главной роли. И актер сдался. В результате журнал «Советский экран» за роль Феста признал Андрея Александровича лучшим по итогам 1987 года.