Факт 1: Рауль Дюфи вырос в творческой семье
Рауль Дюфи родился в 1877 г. в Гавре и был старшим из девяти детей (у него было трое братьев и пять сестер). Семья не отличалась достатком, зато в доме царил дух творчества. Отец, работавший на фабрике, был также хормейстером и органистом в местной церкви. Он поощрял занятия детей музыкой и живописью, в итоге двое его сыновей стали художниками (Рауль и Жан), еще один сын стал органистом, а другой — флейтистом и издателем музыкального журнала. Последний, кстати, учил играть на флейте Жоржа Брака, основоположника кубизма, друга и однокашника Рауля Дюфи.
Сам Рауль с четырнадцати лет работал в компании, которая занималась импортом кофе, и одновременно учился в художественной школе. Прозаическая работа клерка, кроме хлеба насущного, давала Дюфи пищу для наблюдений и творчества: окна конторы выходили на порт, и юноша рисовал море и суда, грузчиков и матросов.
Факт 2: Дюфи везло с учителями
Наставником Рауля Дюфи в художественной школе в Гавре был Шарль Луйе, который в свое время учился у Александра Кабанеля и был терпим к творческим исканиям своих учеников. Позже, отслужив в армии, Рауль Дюфи уехал в Париж, где стал учиться у знаменитого портретиста Леона Бонна.
Факт 3: Дюфи выработал собственный почерк
…прежде «переболев» несколькими стилями. Сначала он подражал импрессионистам, затем шел в ногу с фовистами (яркие чистые цвета, резкие контуры, экспрессия). Был в его творчестве и период кубизма.
Но, в конце концов, Рауль Дюфи обрел индивидуальный стиль. Он стал писать пейзажи, натюрморты и жанровые композиции, не слишком уделяя внимание перспективе. Дюфи накладывал быстрыми мазками прозрачные пятна жидкой краски, а поверх этой цветовой основы наносил легкие ажурные линии, обозначавшие предметы и фигуры.
Такая манера живописи получила название стенографической.
В 1900-х (еще в пору увлечения кубизмом и фовизмом) Рауль Дюфи занялся иллюстрированием книг, ксилографией и созданием рисунков для плательных и декоративных тканей из-за того, что его картины не продавались.
Рисунки Дюфи, воспроизводившиеся на шелках и гобеленах, коврах и мебельных шпалерах, принесли ему больше успеха и денег, чем-то, что он писал на холсте и бумаге. В 1912 г. Рауль Дюфи стал штатным художником текстильной компании Бьянкини-Ферье. На некоторое время он совершенно перестал писать картины. Впоследствии Дюфи «изменял» живописи не только с текстильным дизайном. Он также работал с керамикой, делал театральные декорации.
Факт 5: Дюфи сотрудничал с модельером Полем Пуаре
Ведущий французский кутюрье начала ХХ века Поль Пуаре помог реализоваться талантам Рауля Дюфи. Каждый из них совершил свою революцию: Дюфи — в сфере текстильного дизайна, Пуаре — в мире моды. Дюфи сломал традицию многоцветных принтов и придумывал орнаменты, используя всего два-три цвета. В свою очередь Пуаре отказался от привычных силуэтов и форм. Один из ярких примеров их творческого тандема — пальто «Персия», которое стало «бомбой» сезона 1911 года. Поль Пуаре создал его из ткани с двуцветным принтом от Дюфи: крупные бежевые листья и цветы на темном фоне.
Сотрудничество художника с Полем Пуаре было плодотворным и разнообразным. По заказу модельера Дюфи разработал дизайн для фирменных канцелярских принадлежностей Пуаре. Вместе они организовали мастерскую Petite Usine, где Дюфи экспериментировал с печатью на тканях. Также он стал декоратором грандиозного костюмированного бала «Тысяча вторая ночь», который Пуаре устроил в июне 1911-го.
«Дюфи считал, что голубой — единственный цвет, который способен в любом окружении сохранять индивидуальность…
…В 1910 году Рауль Дюфи женился на Эжени Бриссон. Девушка родом из Ниццы. Работала в галантерейной лавке в Гавре, там они и познакомились…»
Факт 6: Дюфи «перебежал дорогу» Пикассо
Поль Пуаре познакомил Дюфи с Гийомом Аполлинером. На тот момент поэт собирался издавать новый сборник стихов и заказал иллюстрации Пабло Пикассо. Однако Пикассо долго не приступал к работе, и в итоге «Бестиарий, или Кортеж Орфея» Аполлинера проиллюстрировал Дюфи. Он создал для книги три десятка квадратных гравюр, большая часть из них — это изображения животных, птиц и рыб.
Позже фирма Бьянкини-Ферье выпустила серию тканей с узорами, в которых Дюфи процитировал собственные гравюры из «Бестиария». Это были шелковые материи с орнаментами «Морские коньки и раковины», «Черепаха», «Пегас», «Тибетская коза» и др.
Факт 7: Дюфи – певец легкости и радости
К началу 1920-х окончательно формируется оригинальный художественный стиль Дюфи. Он находит свою тему и изображает светлую и мажорную сторону жизни: пляжный отдых и скачки, виды Ривьеры и музыкальные вечера, цветочные натюрморты и морские пейзажи. Наконец к художнику приходят признание и известность. Он с успехом выставляется в Праге, Цюрихе, Нью-Йорке.
В 1926 г. Рауль Дюфи становится кавалером ордена Почетного легиона.
Факт 8: Дюфи – автор уникального панно «Фея электричества»
В 1936−37 гг. Рауль Дюфи с помощью своего брата Жана создал гигантское панно «Фея электричества» для павильона государственной электрической компании на Всемирной парижской выставке. В композиции площадью 600 кв. м художник отобразил ход истории от первых наблюдений за электричеством до последних технических достижений, а также запечатлел более ста великих ученых и мыслителей.
Эта работа стала новаторской. Эскиз картины был переснят на фотопластины, а затем спроецирован на стену. Кроме того, Дюфи использовал пигменты и растворители, которые специально разработал для этого директор технической лаборатории Лувра Жак Мароже. В качестве мастерской для создания такого масштабного произведения использовался машинный зал старой, отключенной от сети электростанции.
В 1964 г. электрическая компания подарила панно парижскому Музею современного искусства. В 2020-м «Фею электричества» отреставрировали — за те месяцы, когда музей был закрыт из-за пандемии коронавируса.
Факт 9: Художник не был сторонником ЗОЖ
«Дюфи был курильщиком и большим любителем вина», — пишет в своей книге «Здравый смысл и лекарства» Эндрю Вайль (подробнее об этом — ниже). По мнению автора, именно эти пристрастия стали толчком для развития у Дюфи ревматоидного артрита. Первые признаки тяжелого заболевания стали проявляться у художника в конце 1930-х.
Болезнь прогрессировала и к концу 1940-х практически превратила Дюфи в калеку. Он работал с большим трудом, часто писал не правой, а левой рукой, привязывая к руке кисточку, как это делал Ренуар, также страдавший от артрита. Традиционное в те времена лечение солями золота результата не давало, и в конце концов Дюфи оказался в инвалидном кресле.
Факт 10: Дюфи посвятил картину лекарству
В 1949-м американский врач Фредди Хомбургер узнал о болезни Дюфи из публикации в журнале Life. Хомбургер предложил художнику принять участие в исследовании воздействия кортизона на воспалительные процессы, Дюфи согласился и в апреле 1950 г. приехал в бостонскую клинику.
Экспериментальное гормональное лечение принесло быстрое улучшение. Очень скоро Рауль Дюфи встал на ноги, смог ходить и два-три часа в день стал посвящать живописи.
Вернувшись к работе, Дюфи написал картину «Кортизон», которую подарил фармацевтической компании — разработчику препарата.
Факт 11: Дюфи-пациент послужил науке
Известный американский врач и автор многих небесспорных научно-популярных сочинений Эндрю Вайль в книге «Здравый смысл и лекарства» упоминает историю лечения Дюфи. Он пишет о том, что терапия кортизоном продолжалась, несмотря на серьезные побочные эффекты, и считает, что кишечное кровотечение, от которого умер художник, скорее всего, было результатом непрерывного трехлетнего лечения кортизоном и аспирином.
Так или иначе, Рауль Дюфи скончался во Франции на 77-м году жизни, при этом он работал до конца своих дней. Когда художник умер, на мольберте осталась незавершенная картина.
Сегодня стероидная терапия при лечении ревматоидного артрита считается временной мерой, а не лечением, как считалось изначально. Можно сказать, что Рауль Дюфи, согласившийся на участие в исследовании препарата, послужил науке.
Факт 12: Свой последний приз Дюфи отдал молодым
В 1952-м, незадолго до кончины, Рауль Дюфи получил гран-при 26-й Венецианской арт-биеннале. Этот приз он отдал молодым художникам. Возможно, совершая этот жест, художник вспомнил о том, как в свои 23 года он смог поехать на учебу в Париж, получив стипендию от муниципалитета Гавра.
Сегодня произведения Дюфи находятся в музейных собраниях и частных коллекциях, они по-прежнему дарят зрителям радость. Кроме того, работы художника вдохновляют современных кутюрье. Так что, наблюдая за модными показами, присмотритесь — и вы не раз узнаете чистые краски и волшебные рисунки Рауля Дюфи.